Как правильно и эффективно автоматизировать звук Ж в словах, предложениях, связной речи

Автоматизация звука Ж заключается в закреплении правильных движений артикуляционного аппарата при его произношении. Звук является одним из сложных, в норме дети начинают выговаривать его в 2,5−3 года, при опережающем развитии раньше. Правильное произношение появляется к 4 годам, в 5-6 лет необходимо начинать корректировку, если имеются проблемы с проговариванием. Заниматься автоматизацией звука Ж можно самостоятельно в домашних условиях, если у ребенка или взрослого не имеется патологических процессов в нервной системе, речевом аппарате. При заболеваниях, мешающих правильному говорению, лучше обратиться к профессионалу − логопеду.

Секреты успешной автоматизации

Чтобы автоматизация звука Ж проходила правильно, необходимо организовать процесс, опираясь на советы профессионалов. В первую очередь следует проверить, насколько отработана проблемная буква, как произносится в словах, предложениях, тексте. Для этого можно использовать различные упражнения по возрастам. У дошкольников логопеды советуют применять работу с карточками. Когда взрослый показывает малышу картинку, обозначающую предмет, профессию, явление природы, дошкольнику нужно угадать и произнести правильно слова (жук, жало, пожар, дождь и т. д.).

Автоматизация звука ж в игровой форме

Младшим школьникам предлагают составлять слова из слогов, прочитать текст. Нравится ребятам игра в «Пропавший звук», когда в словах или тексте пропущена нужная буква. Если упражнение выполнено и произносится Ж с правильной артикуляционной позицией, можно приступать к автоматизации. У подростков проверить произношение можно, предлагая прочесть стихотворение, текст, чистоговорку, фразу. Взрослые еще до автоматизации должны правильно определять позицию Ж при произношении. Если возникают трудности с постановкой, лучше пройти курс логопедических занятий, что позволит самостоятельно заниматься закреплением.

Секрет успешной автоматизации состоит в выполнении артикуляционной разминки перед каждым занятием. Упражнения позволяют закрепить правильность произношения, разогреть речевой аппарат перед занятием. Использовать артикуляционную разминку нужно, опираясь на коррекцию отдельного звука.

  • «Блинчик». Положить расслабленный язык на нижнюю губу, прикасаясь к уголкам губ. Продержать в таком положении 10 секунд. Верхние зубы при выполнении упражнения должны быть видны.
  • «Маляр». Вытянутым языком, при широко открытом рте, провести сначала вверху рта, касаясь неба, после внизу, не выходя за пределы зубов.
  • «Парус». Поднять язык, закрепить за передними зубами сзади, расслабить, продержать 10 секунд.

Автоматизация звука Ж проходит по принципу от простого к сложному. Сначала необходимо закреплять звук отдельно от слогов и слов − изолированно, после переходить на слоги, слова, предложения, тексты, повседневную речь.

Во время работы нужно отвлекать ребенка от зацикленности на правильности произношения отдельного звука. Сделать это можно, если использовать в занятиях дополнительные методики:

  • элементы театрализации;
  • зрительные образы (наглядный материал);
  • биоэнергопластику (произнесение с одновременным движением рук);
  • тактильно-мышечные методы (включение пальчиковой гимнастики).

Автоматизация звука

Начинать автоматизацию нужно с правильной постановки и артикуляционной гимнастики, после переходить на закрепление произношения. Занятие должно проходить в дошкольном возрасте не более 10 минут, в младшем школьном до 15, в среднем школьном 20, взрослые могут уделять автоматизации звука до 30 минут. В полное время входит подготовка (гимнастика) и основная часть (автоматизация).

Работа со слогами и словами

Переходить сразу к автоматизации не стоит. Начинать закрепление нужно с изолированного произношения. Несколько раз проговорить Ж, пока не будет выработана правильная позиция. Ребенку самостоятельно тяжело определить, как произносится звук, следить за переходом от одного задания к другому стоит педагогу или родителю.

Начать работу нужно с изолированного произношения: Ж-Ж-Ж-Ж-Ж. Затем подключать слоги, сначала с закрытой позицией, после с открытой: жа-жо-жу-жи, ож-аж-уж-иж.

Автоматизация звука ж в слогах

 

Для малышей-дошкольников можно проводить упражнение «Хлопни, как услышишь Ж». Педагог или родитель произносит слова, ребенок должен услышать звук Ж и хлопнуть в ладоши. После упражнения предлагают ребенку вспомнить, какие слова были, произнести их.

Младшему школьнику можно предложить раскрасить жирафа, и закрашивать места, где он увидит букву Ж.

Раскраска со звуками ж

Взрослому и подростку можно читать слова с буквой Ж, от простых к сложным. Используют упражнения «Найди слово», «Буквы перемешались». Нужно соотнести слова с картинками, составить слово из слогов.

При автоматизации звука Ж в слогах и словах следует четко проговаривать закрепляемый звук. При переходе на работу в тексте и предложениях не стоит заострять внимание на произношении Ж, чтобы речь была похожа на свободную.

Работа с предложением и текстом

При работе с дошкольниками важно делать упор на составление предложений, так как дети не умеют читать. Помогут в работе специальные карточки, индивидуальные мнемотаблицы. Они позволяют отточить навык произношения при составлении предложений, в разговорной речи. Работая по мнемотаблицам, одновременно развивают психические процессы: внимание, воображение, память, мышление, речь. Таблицы можно подбирать по возрастам.

Мнемотаблица Расскажи-ка

Картинка-план для обучения составлению рассказов

Схема-подсказка Расскажи-ка

Сюжетные картинки для составления рассказа

При работе с дошкольниками и школьниками над закреплением произношения звука активно используют скороговорки и чистоговорки. Перед их выполнением можно предложить малышу составить самостоятельно по карточкам словосочетания с буквой Ж: жираф жует, кожа жирная, желтый цветок.

Важно подбирать интересный материал по возрасту, по степени сложности начинать всегда с простого, и переходить на более тяжелое задание. Чистоговорки предназначены для оттачивания артикуляционной позиции и правильного, четкого произношения звука. Ребенку или взрослому предлагается говорить, повторять за логопедом или читать предложения, утрируя и выделяя интонационно звук Ж.

При переходе к скороговоркам следует проговаривать слова быстро, не обращая внимание на проблемную букву, так, как человек говорит в обыденной жизни. Работать со скороговорками нужно правильно:

  • произнести медленно, четко выделяя каждый звук;
  • артикуляционные органы активно работают (утрировано), ребенок или взрослый должен на каждой букве сохранять нужную артикуляционную позицию, следить за речевым аппаратом;
  • после медленного прочтения или повторения попытаться проговорить быстрее скороговорку, заостряя внимание на проблемном звуке;
  • когда получится произнести четко слова с Ж в предложении, ускорить речь, читать скороговорку в быстром темпе, не обращая внимание на проблемный звук.

 

Автоматизация звука ж

Жу-жу-жу я на лавочке сижу

Жи-жи-жи, ну-ка сказку расскажи

Жо-жо-жо мне живется хорошо

Жа-жа-жа, а на улице жара.

Чистоговорки на звук ж

Скороговорки со звуком ж

Автоматизация в связной речи

Закрепление звука Ж в связной речи подразумевает его оттачивание с помощью стихов, текстов, чтобы человек при чтении или повторении не заострял внимание на проблемной букве, произносил слова легко, не задумываясь над прочитанным или сказанным. Когда ребенок или взрослый научится говорить правильно Ж в разговоре и не обращать внимание на верность произнесенных слов, автоматизация считается успешной.

Применять для автоматизации слов, где встречается буква Ж можно различные стихотворения по возрастам. Ребенку от 7 лет предлагают прочитать текст, дошкольнику повторить за взрослым.

Стихи для автоматизации звука ж

Стихотворения можно заучивать, ставить по ним сценки, применяя элемент театрализации. Нужно сочинять самостоятельно по картинкам рассказ, нарисовать рисунок по заданной теме и попросить малыша проговорить, что изображено на картинке в форме рассказа, составить сказку совместно со взрослым. Младшим школьникам нравится читать рассказы, где пропущены слова, либо зашифрованы в картинках. Это отвлекает малыша от концентрированности на нужной букве, делает процесс автоматизации более легким и интересным.

Рассказ с пропущенными словамиРассказ с зашифрованными в картинках словамиОшибки при автоматизации

Делать ошибки при автоматизации звука могут родители, приступившие к занятию первый раз. Как правило, они возникают в первый день, когда взрослые не понимают, почему ребенок встречает сложности при автоматизации, неправильно произносит звук, не хочет заниматься. Логопеды предупреждают, процесс автоматизации не так прост, как кажется, подходить к нему стоит ответственно, изучив подробно каждый этап.

В логопедии за многолетний практический опыт имеется подборка распространенных ошибок родителей при самостоятельных занятиях с детьми.

  • К автоматизации звука начинают переходить, когда ребенок еще не произносит его четко и правильно изолированно (в отдельности от других слогов, слов, букв).
  • Начинают автоматизацию со сложного материала, пропуская чтение слогов, слов, словосочетаний. Сразу начинают работать с чистоговорками, скороговорками.
  • Пропускают артикуляционную разминку, которая предназначена для того, чтобы настроить речевой аппарат на правильную и легкую работу со звуками, разогревая его и делая язык, губы, щеки более подвижными.
  • Одновременно сочетают автоматизацию нескольких звуков, особенно если малыш путает их в речи: с-л, р-л, ж-с, ш-ж и т. д. Только при успешном закреплении одной буквы можно переходить к следующей.
  • Взрослый просит ребенка повторить слова, слоги или предложения, не произнося четко звук, без артикуляционной позиции. Родитель должен быть как зеркало, как образец, за которым малыш должен повторять и учиться. При произношении Ж необходимо четко показывать, немного утрируя, как правильно проговаривать звук.
  • Автоматизация звука проходит каждый раз на одном и том же материале, без применения наглядности.
  • Родитель не хвалит ребенка за успехи, а только указывает на ошибки. Таким образом у малыша отпадает желание делать верно, работать и совершенствоваться, он теряет веру в себя.
  • Автоматизация проходит скачкообразно, периодами, что неверно. При непостоянной работе невозможно достичь быстрого и эффективного результата. Необходимо проводить занятия с малышом ежедневно, не более времени, отведенного для его возрастной группы.

Консультация логопеда

Поэтому пред началом занятий в домашних условиях лучше проконсультироваться у логопеда. Он проведет диагностику и укажет на имеющиеся дефекты. Также специалист даст рекомендации по коррекции нарушений и автоматизации звуков.

Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Прочитали! Пожалуйста, оцените статью!
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Оставьте свой комментарий
Поделитесь своим мнением о статье. Что показалось вам особенно полезным, как данная информация помогла в решении проблемы?




ВНИМАНИЕ! Информация, опубликованная на сайте, носит информационный характер, не является рекомендацией к применению и представлена исключительно в ознакомительных целях. Любое практическое использование возможно только после консультации с логопедом!
Наверх