Автоматизация звуков [К] и [Г]

Среди заднеязычных фонем базовым считается артикуляционный уклад звука [К]. Автоматизация [К] в слогах и слогах, в связной речи невозможна без владения верной артикуляцией.

При воспроизведении [К] и [Г] губы приоткрываются, пребывают в нейтральной позиции. Зубы приоткрыты. Кончик языка располагается у нижних резцов. Передняя и средняя части спинки свободно опускаются, задняя часть уперта в мягкое небо, которое, приподнимаясь, прижимается к задней глоточной стенке. Боковые стороны чуть затрагивают заднюю часть твердого неба. Воздушным потоком прорывается смычка между задней частью язычной спинки и мягким небом.

Артикуляционные профили звуков к и г

При артикулировании [К] голосовые связки расслабляются, раздвигаются, голос не задействован. При артикулировании [Г] они соединяются, создавая голос. Звук [К] − согласный, твердый, глухой. Звук [Г] согласный, твердый, звонкий.

Любое отклонение от вышеописанной артикуляционной позиции, которое не приводит к дефектному звучанию, не считается отклонением от нормы.

Нарушение произношения звука [К] носит название каппацизм. Замена его на другой звук, чаще на [Т] или [Х], называется паракаппацизм. Дефектное произношение звука [Г] называется гаммацизм. Замена [Г] фонемой [Д] называется парагаммацизм. Наиболее распространенным нарушением произношения этих фонем является их элизия (пропуск).

При дефектном воспроизведении фонем требуется работа по их постановке. Для коррекции [К] логопед дает задание прогнуть язык горочкой, крепко прижаться им к небу и сдуть легкий предмет, лежащий на руке у рта ребенка. Раздается звучание [К]. Много раз воспроизводя действие, можно автоматизировать артикуляционную позицию звука.

Еще одним приемом постановки [К] является вызывание на легком покашливании. Для постановки [Г] используется тактильно-вибрационный прием от опорной фонемы [К]. Одна рука ребенка находится на гортани логопеда, а другая на своей собственной. Ребенок говорит [К] и отмечает, что голосовые складки при артикуляции не совершают вибрирующих движений. Далее ребенку предлагается подключить голос и сказать [К] звонко. Должен послышаться [К].

Структура занятия по автоматизации звуков [К] и [Г]

Звуки к и г являются заднеязычными

После постановки фонем [К] и [Г] необходимо приступать к их автоматизации. Занятия по каждому звуку проводятся отдельно. Первым автоматизируют [К], а после ввода его в связную речь переходят к автоматизации [Г].

Каждое занятие ориентировано на реализацию нескольких групп задач.

Обучающие:

  • Уточнение представлений о способе воспроизведения автоматизируемой фонемы отдельно, в слогах, фразе, самостоятельной речи.
  • Знакомство с терминами звук, слог, слово, предложение.
  • Обучение начальным навыкам чтения.
  • Увеличение словаря по конкретной лексической теме.

Развивающие:

  • Усовершенствование двигательной активности речевых органов.
  • Формирование чувственного восприятия артикуляционной позиции.
  • Совершенствование фонематических процессов.
  • Становление умения выполнять звуко-буквенный разбор с применением графических изображений.
  • Совершенствование неречевых психических процессов.

Воспитательные:

  • Стимулирование заинтересованности занятием.
  • Воспитание усидчивости, целеустремленности, адекватного отношения к своим речевым нарушениям.

Коррекционные:

  • Исправление неверного положения автоматизируемого звука.
  • Устранение речевого негативизма.

Ход занятия по автоматизации звуков [К] и [Г]

Отработка произношения звука пред зеркалом

Занятие обязательно проходит с применением зеркала. Начинать необходимо с анализа артикуляции фонемы. Используют разнообразные наглядности: картинный план, логопедический профиль, ручную модель, муляжи. Ребенок рассматривает позицию участвующих органов речевого аппарата, определяет характер воздушного потока. После анализа артикуляции нужно охарактеризовать фонему по следующему плану: гласный/согласный (есть ли преграда для выдыхаемого воздушного потока), глухой/звонкий (задействован ли голос), твердый/мягкий (выполняется ли добавочный подъем средней части язычной спинки).

Далее отрабатывается произношение звука. Взрывные [К] и [Г] прорабатываются на быстром выдохе. Для закрепления используют игры с элементами звукоподражания (на что похоже звучание). Затем нужно познакомить ребенка с буквой, обозначающей фонему [К] или [Г]. Каждый раз ребенок приходит к заключению о том, что звук слышится и произносится, а букву можно увидеть, прочитать, написать. Находит предметы окружающей действительности, похожие внешне на букву. Если необходимо, отрабатывается правильное ее написание. Применяются неграфические и графические упражнения, нацеленные на отработку навыка правильного изображения буквы.

После знакомства с буквой приступают к совершенствованию фонематических процессов. Ребенок учится вычленять звук из ряда фонем, похожих по акустико-артикуляционным характеристикам, из потока слогов, из перечня слов (педагогом составляется набор слов на соответствующую тему), определяет наличие и положение автоматизируемого звука в слове. При недостаточном уровне развития речи предлагаются далекие по акустико-артикуляционным характеристикам фонемы.

Далее фонема закрепляется в слогах. Ребенок повторяет за взрослым, проговаривает параллельно с ним и сам перечисляет слоги с закрепляемой фонемой. По такому принципу закрепляются прямые, обратные слоги, а также со стечением согласных. Звонкая фонема [Г] на материале обратных слогов не закрепляется из-за ее оглушения.

Автоматизация звука г в словах

Когда фонема безошибочно воспроизводится отдельно, можно переходить к отработке в словах. Важно проводить только после изолированного закрепления. Слова подбираются логопедом с учетом лексической темы каждого занятия. Ребенок проговаривает слово, указывает место фонемы в нем. Старшие дошкольники делают звуко-слоговой разбор с графической схемой одного слова по плану: выделяется первый и последний звук, подсчитывается количество гласных и согласных, все звуки называются поочередно. Под каждую букву кладется цветная фишка, обозначающая звук.

Автоматизация звука [Г] в словах, заканчивающихся на [Г], не проводится из-за оглушения.

Затем занимаются отработкой правильного звучания во фразе. Ребенок с изученными словами строит предложения. Старшие дошкольники анализируют предложение: объясняют определение; озвучивают основные правила написания, устанавливают порядок слов, подсчитывают их количество. Выполняется звуко-слоговой разбор каждого слова по отдельности. При отработке фонем во фразе используются чистоговорки и скороговорки, подобранные по лексической теме. Скороговорки отлично подходят для наиболее успешного закрепления фонем. Помимо этого, при помощи скороговорок можно заниматься тренировкой ясной, четкой дикции.

На завершающем этапе автоматизации любой фонемы следует приступать к ее закреплению в связной речи. Текст подбирается соответствующий возрасту ребенка, учитывая лексическую тему. Ребенку предлагается текст из 5-6 предложений, насыщенных словами с изучаемым звуком. Целесообразно использовать отрывки из сказок, рассказов, детские стихи. Логопед или ребенок читает текст, затем выделяют из состава слова с автоматизируемым звуком.

В структуру каждого занятия по автоматизации входят одна или две динамические паузы. Их время и место определяются с учетом состояния ребенка, степени его утомляемости. В конце каждого занятия ребенок получает домашнее задание. После автоматизации звука [К] в тексте проводится автоматизация [Г] в аналогичном порядке. Автоматизация звука [Кь] и [Гь] проходит аналогично. Завершающим этапом работы над данными фонемами является их дифференциация.

Дидактические упражнения для автоматизации звуков [К] и [Г]

Автоматизировать фонемы следует в игровой деятельности с применением разнообразных наглядностей. На каждое положение звука в слове следует подобрать около тридцати изображений. Для полной успешной автоматизации показывают ребенку картотеку примерно из ста картинок.

Эффективного результата можно добиться только в случае эмоционально положительной окраски занятий. Ребенок должен не просто рассматривать и называть изображенные на картинках предметы, а играть.

Обязательно нужно учитывать слова, редко использующиеся в обиходе. Значение новых слов нужно объяснять простым и понятным ребенку языком, учитывая его индивидуальные и возрастные особенности.

Примерные упражнения:

  • Совместно со взрослым и самостоятельно назвать, что изображено на рисунке.
  • Послушать, сколько раз взрослый повторил звук, и произнести на один больше. Аналогично можно проговаривать слоги и слова.
  • Запомнить, что нарисовано, и воспроизвести по памяти. Постепенно число изображений увеличивается.
  • Поделить слова на слоги.
  • Определить ударный слог.
  • Отобрать изображения с требуемым числом звуков, назвать их.
  • Определить, какое место занимает автоматизируемая фонема в словах, отобрать изображения со звуком, занимающим определенное положение в слове.
  • Сделать звуко-слоговой разбор слов.
  • Изменять существительные по падежам.
  • Считать предметы с автоматизируемой фонемой в прямом и обратном порядке.
  • Подбирать существительные к местоимениям мой, моя, мое, мои, проговаривать получившиеся словосочетания.
  • Подбирать прилагательные к существительным, проговаривать словосочетания.
  • Закончить начатую взрослым фразу на изучаемый звук.
  • Подбирать глаголы к существительному, проговаривать получившиеся фразы.
  • Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  • Образовывать относительные прилагательные.
  • Составлять рассказы по сюжетным картинам по наводящим вопросам, опорным словам, по заданному началу или концовке.
  • Придумывать вопросы к изображениям, текстам, отвечать на них.

Диадктическая игра на звук К

Игры для автоматизации звуков [К] и [Г]

Четвертый лишний. Ребенок рассматривает четыре картинки. На трех из них изображены предметы с автоматизируемой фонемой, на одной она отсутствует. Малыш называет изображения, четко артикулирует закрепляемую фонему, называет предмет, в котором отсутствует заданный звук. Можно искать изображения, в которых отличается местоположение фонемы.

Подходит — не подходит. Рассмотреть изображение холодильника, уточнить его назначение, перечислить, что можно в нем хранить. Рассматривая предметные картинки с закрепляемой фонемой, решить, можно или нельзя хранить данный предмет в холодильнике.

Шкатулочка. Показать ребенку куклу, рассказать, что кукла любит разглядывать картинки и складывать их в шкатулку. Попросить вместе с куклой посмотреть ее картинки и назвать их, четко артикулируя нужный звук.
Волшебные краски. На листе плотной бумаги нарисовать открытую коробку красок. На краски положить стопками цветные кружки с картинками на оборотной стороне. Объяснить, что это волшебные краски, в которых спрятались картинки. Задача ребенка − найти и назвать их.

Обед для гномика. Рассмотреть изображение толстенького гномика. Порассуждать, почему он толстенький. Предложить придумать, что он любит есть. Слова должны быть с автоматизируемым звуком. Можно нарисовать худого гномика и предложить накормить его.

Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Прочитали! Пожалуйста, оцените статью!
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Оставьте свой комментарий
Поделитесь своим мнением о статье. Что показалось вам особенно полезным, как данная информация помогла в решении проблемы?




ВНИМАНИЕ! Информация, опубликованная на сайте, носит информационный характер, не является рекомендацией к применению и представлена исключительно в ознакомительных целях. Любое практическое использование возможно только после консультации с логопедом!
Наверх