Этапы автоматизации звука [Щ], правила и возможные ошибки
Первый этап в исправлении звукопроизношения — это постановка звука. Как только удается добиться идеального изолированного произношения, можно начинать вводить его в речь. Процесс небыстрый и на него может уйти от полугода до года.
Автоматизация звука [Щ] проводится в три этапа. Переходить на следующий стоит только после того, как закреплен необходимый результат. На занятиях ребенок выполняет задания, играет.
Правила автоматизации
Основа логопедии — это нейрофизиология. Академик Павлов потратил годы, чтобы понять, как работает нервная система. Понимание механизмов позволяет грамотно строить работу.
Для того чтобы сделать любое автоматичное движение, сначала нужно научиться выполнять его с участием сознания. Годовалые дети, когда учатся ходить, сначала путаются в ножках и осознанно переставляют их.
Для бессознательного выполнения одного и того же движения нужно повторить его много раз.
Динамический стереотип закладывается в коре головного мозга. Такой же процесс происходит и с речью. Чтобы произнести звук, человек не задумывается над тем, какая позиция у губ или языка. Ребенок пытается повторить за взрослым, пробует разные позиции, постепенно ему удается сказать звук.
При нарушениях звукопроизношения звук отсутствует, искажается, заменяется. Первый вариант не требует длительной коррекции, так как в мозге отсутствуют условно-рефлекторные связи. Создать их просто и на автоматизацию звука уйдет немного времени.
В случае с искажениями, заменами сложнее. У ребенка сложился определенный динамический стереотип, который нелегко исправить. Логопеду придется:
- тормозить неправильный стереотип;
- вырабатывать новый;
- закреплять новый стереотип.
Поэтому первое правило автоматизации — занятия проходят в шесть этапов. Для взрослых выделяют еще седьмой этап. Последовательность нельзя нарушать. Необходимо идти от простого к сложному.
Для лучшего усвоения изолированного звука используют зрительные, тактильные анализаторы. Индивидуальные занятия проводят перед зеркалом. Логопед сидит вместе с ребенком перед ним, показывает правильную артикуляцию.
Зрительные раздражители образуют правильные зрительно-двигательные, слухоречевые рефлексы. Артикуляционная гимнастика отрабатывается с использованием показа образца и символьных картинок. Дошкольнику не говорят «сомкнуть плотно челюсти», а дают инструкцию «покажи заборчик». Второй вариант проще для восприятия.
В процессе автоматизации изолированного звука [Щ] используют специальный символ — дворника, который метет улицу метлой. Знак подобран не случайно. Когда метла касается земли, слышится знакомый звук: «щщщщщщщ».
Второе правило — системность занятий. Они должны быть каждый день. Проводит их не только специалист, но и родители. При регулярном закреплении нового стереотипа, старый быстрее исчезнет.
Третье правило — нельзя переходить на следующую ступень, пока не отработан имеющийся уровень. Если изолированно звук произносится неправильно, нельзя отрабатывать его на слогах, если в слогах появляются проблемы, то не переходят к словам.
Четвертое правило — задания для дошкольников даются в игровой форме. Ведущий вид деятельности в этом периоде — игровой. Поэтому занятия проводят с использованием игры, дидактического материала.
Пятое правило — картинки должны быть цветными, большеформатными. Яркие краски стимулируют развитие зрительного анализатора. Это активизирует кору головного мозга.
Шестое правило — занятия не должны быть длительными по времени. Дошкольники оптимально могут высидеть около 25 минут, школьники 40 минут, взрослые 60 минут.
Седьмое правило — для закрепления успеха используют поощрения. Внешняя мотивация помогает ребенку стремиться к лучшему. Это наклейки, подарки, игрушки, сладости.
Последовательность этапов
Первым отрабатывается изолированное звучание. Ребенок должен четко произносить [Щ] с использованием правильной артикуляционной позы и акустически верно. Для того чтобы дошкольник запоминал новый стереотип, ему показывают карточку с дворником, спрашивают: «как метет двор дворник?»; и ребенок отвечает: «щ-щ-щ-щ-щ».
После того как удалось добиться правильного произношения в изолированной позиции, переходят к автоматизации в слогах.
Процесс произношения звуков детям скучен, неинтересен. Поэтому необходимо придумывать игры, интересные задания.
Слоги могут быть прямыми (согласный + гласный) или обратными (гласный + согласный). Выбор позиции зависит от возможностей ребенка. Слоги со стечением согласных (ЩН, ЩБ и т. п.) не используются, так как их будет достаточно в словах.
Следующий этап — автоматизация звука [Щ] в словах. Для облегчения восприятия ребенку показывают картинку, называют ее.
Последний этап — автоматизация в самостоятельной речи. Для этого используют словосочетания, скороговорки, предложения. Этот период самый длительный. Ребенку сложно контролировать себя, его связная речь может содержать ошибки.
Поэтому родители создают спокойную обстановку, просят описать бытовые ситуации. Постепенно вырабатывают навыки самоконтроля.
Слоги и слова
Автоматизация звука [Щ] начинается с изолированного звучания. Для этого ребенку предлагают разные нарисованные дорожки. По ним водят пальцем и произносят звук. Например, на картинке в одном углу изображен щенок, в другом косточка. Дошкольнику предлагается помочь собаке дойти до угощения.
После закрепления правильного произношения переходят к слогам. Для выработки интереса используют разные игры-ходилки. На картоне нарисовано игровое поле, на нем последовательность кружков. Необходимо дойти для финиша, но для этого необходимо правильно произнести слоги.
Сначала используют одинаковые слоговые дорожки:
- ща-ща-ща;
- що-що-що;
- ще-ще-ще;
- щу-щу-щу.
Параллельно с работой по развитию речевого слуха переходят к использованию дорожек с разными слогами. Ребенку предлагается сматывать нитки в клубок и повторять за логопедом:
- ща-щё-ще;
- щё-щи-ще;
- ще-щи-щу и т. д.
Обязательно вводят чистоговорки — они удобно рифмуются, слова подобраны на нужный звук. «Ща-ща-ща-щавель», «ще-ще-ще-щегол» и другие. Сначала первую часть произносит ребенок, заканчивает взрослый. После того как у дошкольника начинает получаться, он полностью говорит чистоговорку.
Для закрепления звука в словах существуют разные задания:
- «один−много» — слово называется в единственном числе, дошкольник произносит его во множественном: «лещ − лещи»;
- «живое−неживое» — называют ряд слов, предлагают выделить живые и неживые объекты: «щавель, щебень, щука, щель, клещи»;
- «измени слово по образцу» — одна часть речи превращается в другую: «гудеть − гудящий»;
- «назови одним словом» — показывают картинки и предлагают их классифицировать, например, свекла, баклажан, огурец и капуста — это овощи.
Необходимо добиваться не только машинального повторения, но и формирования связи между словом и предметом. Поэтому используют демонстрационный материал.
Связная речь
Автоматизация звука [Щ] в предложениях начинается только после того, как удастся закрепить правильное произношение в словах. Для этого используют разные словосочетания, простые предложения. Ребенку предлагают повторить по образцу:
- я тащу вещи;
- ты тащишь вещи;
- он тащит вещи и т. д.
Параллельно дошкольник запоминает личные местоимения и усваивает грамматику. Предлагаются сюжетные картинки, по ним задают наводящие вопросы.
«Пещера с сундуком и сокровищами, Кощеем Бессмертным». Последовательно задаются вопросы о том, что за персонаж изображен, хороший он или плохой, что хранится в сундуке и т. д.
Для автоматизации звука [Щ] в стихах используют специальные четверостишья. Их можно найти у Маршака, Чуковского, Михалкова. Рифмованные строки легко запоминаются в дошкольном возрасте. Стихи необходимо читать каждый день — это поможет закрепить правильное произношение звука.
Детей из старшей подготовительной группы можно учить рассказывать по серии сюжетных картинок. Это не только позволит отрабатывать правильное звучание [Щ], но и будет развивать связную речь.
Автоматизация звука у взрослых
У взрослых по разным причинам нарушается звукопроизношение. Этапы постановки такие же, как у детей. Начинают с выработки правильного изолированного звучания.
Дальше действуют по схеме:
- слоги;
- слова;
- словосочетания;
- предложения;
- стихи;
- тексты.
Правила такие же, как и при автоматизации у детей. Речевой материал используют аналогичный. Взрослые люди имеют внутреннюю мотивацию, поэтому они должны больше заниматься самостоятельно, контролируя произношение перед зеркалом.
Нельзя торопиться переходить на следующий этап. Нужно тщательно отрабатывать каждую позицию, добиваясь бессознательного правильного произношения.
Примерный материал можно найти в книге Гегелии «Исправление звукопроизношения у школьников и взрослых». На этапе отработки предложений можно использовать скороговорки и стихотворения. Материал нужно подбирать каждый раз новый, иначе он быстро станет скучным.
На автоматизацию звука у взрослого уйдет больше времени, чем у ребенка. Чем больше человеку лет, тем сильнее укоренился неправильный динамический стереотип.
Главная ошибка, которую совершают неопытные специалисты — это нарушение последовательности автоматизации. Если человек правильно произносит звук в слогах, нельзя переходить сразу на скороговорки.