Автоматизация звука С
Задача логопеда − это не только постановка звука, но также его закрепление в речи, что является главной целью этапа автоматизации. У ребенка уже закрепился неправильный образ фонемы, поэтому он не сможет сразу самостоятельно безошибочно ее использовать. Длительность этапа автоматизации индивидуальна: все зависит от сложности нарушения, структуры речевого дефекта, психофизиологических особенностей ребенка.
Одно из распространенных нарушений звукопроизношения – сигматизм, или искажение свистящей группы звуков. Базовым звуком этой группы является С. Его артикуляция несложная, поэтому обычно к 3 годам дети овладевают произношением. Если имеется сигматизм, то логопед занимается его исправлением, автоматизацией.
Переходить к закреплению фонемы нужно после того, как ее артикуляция абсолютно правильная, чтобы не автоматизировался неправильный звуковой образ.
Особенности данного этапа логопедической работы
Главные задачи этапа автоматизации – закрепление правильного произношения, воспитание навыка самоконтроля за речью. Это один из самых трудоемких этапов, продолжительность которого трудно предугадать. У одной группы детей возникают затруднения с запоминанием правильного звукового образа, другие не испытывают с этим сложностей. Чтобы облегчить работу, нужно соблюдать определенные рекомендации:
- подбирают речевой материал для занятий, следуя принципу, – от простого к сложному;
- на первых занятиях речь должна быть максимально насыщена отрабатываемым звуком без оппозиционных фонем;
- если вы автоматизируете твердый вариант звука, то речевой материал не должен содержать его мягкого произношения;
- сначала логопед проговаривает отрабатываемый материал, затем ребенок повторяет, потом произносит все самостоятельно;
- на занятии используют дидактические игры, наглядные пособия;
- все упражнения должны быть на одну лексическую тему.
Логопед следит за чистотой произношения звука, усложняет задания только тогда, когда ребенок уверенно произносит отрабатываемую фонему в предлагаемых упражнениях. Перед каждым занятием педагог озвучивает тему, цель, акцентируя внимание малыша на уроке.
Особенности автоматизации в слогах
После постановки звука, логопед сразу начинает его вводить в слоги. На первых занятиях фонему произносят изолированно, то есть не сочетая с другими. Это нужно для того, чтобы органы артикуляции запомнили правильное положение. Но, кроме отработки изолированного произношения фонемы, ее вводят в слоги.
Работа со слогами тоже имеет свои особенности. Главный принцип этапа автоматизации – закрепление строится на постепенном усложнении речевого материала. Самые простые слоги – прямые: СА, СО, СУ, СЫ. Детям предлагают проговаривать фонемы в разном порядке – для этого используют слоговые дорожки.
На этапе автоматизации используют чистоговорки. Логопед может попросить ребенка не только повторить ее за ним, но и придумать рифму. Такое задание дополнительно помогает сформировать самостоятельную связную речь. Примеры чистоговорок:
- СА-СА-СА – прилетела к нам оСА;
- СО-СО-СО – полетело колеСО;
- СУ-СУ-СУ – пакетик я неСУ;
- СЫ-СЫ-СЫ – у папы моего уСЫ.
На начальных этапах автоматизации речевой материал не должен содержать других свистящих и оппозиционных фонем. Тогда ребенок не будет их смешивать и сможет закрепить правильное произношение корректируемого звука.
К прямым слогам добавляют задания на отработку С на примере обратных слогов: АС, ОС, УС, ИС, ЫС. Логопед также использует слоговые дорожки в этом случае, добавляя уже отработанные. Включают задание «Подбери пару к слогу» или «Скажи наоборот»: ребенка просят сказать слог наоборот, например, СА-АС и т. д. Кроме этих заданий, проговаривают чистоговорки:
- АС-АС-АС – конфеты есть у нАС;
- ОС-ОС-ОС – у папы есть насоОС;
- УС-УС-УС – у мамы много бУС;
- ИС-ИС-ИС – в саду растет ирИС;
- ЫС-ЫС-ЫС – кошка ловит крЫС.
После того как у ребенка появились успехи в произнесении С, добавляют слоги со стечением согласных (КСА, КСО, КСУ и др.). Когда логопед удовлетворен произношением С в одном виде слогов и собирается добавить другой, он начинает закрепление правильного произношения в словах.
Автоматизация в словах и фразовой речи
Отработку корректируемой фонемы на этом этапе нужно начинать после того, как в одном виде слогов (например, прямых) ребенок произносит ее правильно. Закрепление С проводят в начальной позиции, например: САМ, СОМ, СУМКА, СЫР и т. д. Логопед просит ученика повторить их за ним; затем он показывает картинку и просит сказать название предмета.
Логопед использует на занятиях другие задания по закреплению правильного произношения звука в этом речевом материале. На уроке можно использовать мяч, чтобы соединить подвижную и дидактическую игры. Взрослый кидает мяч и называет слово на букву С. Детям нужно сделать то же самое.
Кроме работы над координацией движений и закреплением произношения, включаются задания на развитие высших психических функций (ВПФ) – внимания, памяти, мышления. Еще одно задание, совмещающее сразу работу по исправлению звукопроизношения и ВПФ, – перечислить все предметы в комнате/кабинете, в названии которых есть С.
Когда в материал добавляют слова с автоматизируемой фонемой в конце (АНАНАС, НАСОС, НОС) и середине слова (ВКУСНЫЙ, ВЫСОКИЙ, КУСОК), задания усложняют – начинают автоматизацию во фразовой речи. Проговаривают фразы с автоматизируемыми слогами, словами. Примеры фраз: Сонина сумка, вкусный суп, высокая сосна, красные бусы и др.
Можно предложить ребенку закончить фразу. Взрослый предлагает следующую инструкцию: «Я говорю начало фразы – ты заканчиваешь ее словом, в котором есть звук С». Во время выполнения этого упражнения педагог обращает внимания на то, как он согласовывает слова во фразовой речи. Или ученику читают двустишие и ему надо подобрать подходящее слово:
«Брызги света всюду льют!
Это праздничный…(салют)»
Работая с детьми дошкольного возраста, такие задания дополняют подходящими иллюстрациями. Если логопед вводит новое для ребенка слово, то предварительно объясняет его значение. Дети дошкольного возраста любят отгадывать загадки, поэтому подбирают загадку со знакомым словом, затем предлагают ее отгадать:
«Ночью не спит,
Громко кричит,
Круглая голова.
Кто это?..(сова)»
Когда логопед замечает, что ребенок начал уверенно произносить С во фразах, он усложняет речевой материал. Приступают к введению фонемы в предложения, формируют связную речь.
Закрепление С в предложениях и связной речи
Сложнее всего на данном этапе коррекции – это ввести звук в обычную самостоятельную речь. Вначале в предложениях практически во всех словах должна быть С. Составлять их нужно только с теми слогами и словами, которые отрабатывали на занятиях, то есть речевой материал должен быть знаком ребенку.
Можно подбирать слова с одинаковыми слогами, можно чередовать. Главное условие – фонема должна занимать сильную позицию. На начальных занятиях по закреплению С в предложении этот звук должен быть в каждом слове.
Используют также дидактическую игру «Составь предложение». Перед ребенком кладут изображение предметов или явлений, в словах которых есть С. Он говорит названия и составляет из слов предложение. Такая логопедическая игра не только помогает автоматизировать звук в предложениях, но и корректирует грамматический строй, постепенно вводя фонему в самостоятельную связную речь.
На этом этапе можно заучивать небольшие стихотворные тексты:
«Днем сонные совы
На соснах сидят.
Когда все уснут –
На охоту летят».
Подбирать стихотворение нужно с учетом возрастных особенностей ребенка. Оно также должно совпадать с лексической темой занятия. Можно дополнить заданием на развитие фонематического слуха – назвать слова со звуком С.
Один из логопедических приемов, используемых на этапе автоматизации, – пересказ текста. Объем текста должен соответствовать возрасту, чтобы ребенок мог его воспринимать. Детям дошкольного возраста дополняют рассказ сюжетной картинкой. Текст читают, затем ребенок повторяет предложения. Взрослый еще раз читает текст, малыш его пересказывает. Примеры текстов:
- Соня гуляла в лесу. В лесу растут высокие сосны. Соня собирает красные ягоды для бус.
- В саду стоит скамейка. Перед скамейкой – стол. За столом Соня рисует самолет. Самолет летит над садом.
- В саду сделали клумбу. На ней растут астры, ирисы. Рядом поставили скамейку. На скамейке отдыхает Соня. Она рисует астры и ирисы. Соня подарит рисунок маме.
Потом нужно подобрать тексты с небольшим количеством слов со звуком С. Это нужно для создания речевой обстановки максимально приближенной к разговорной речи.
Сложнее всего ввести звук в обыденную речь, поэтому на всех логопедических занятиях педагог формирует у детей навык самоконтроля. Сюда входит игра «Исправь слово». Взрослый называет слова, неправильно произнося звук, а ребенок должен его поправить. Но такое упражнение стоит использовать, если нет нарушений фонематического слуха.
Логопед показывает сюжетную картинку, предлагает составить по ней рассказ. Помогает наводящими вопросами, при этом следя за развернутостью ответов и правильностью произношения. Подбирать иллюстрацию нужно так, чтобы на ней было изображено много предметов со звуком С.
На этапе закрепления звука в самостоятельной связной речи можно предлагать творческие задания: придумать сказку про звук С или сочинить историю про приключения Сони и Бориса и т. д. Логопед уточняет, что нужно использовать как можно больше слов со звуком С. Также с детьми можно обыгрывать различные ситуации, в которых речь будет максимально приближена к разговорной.
Советы родителям
Логопед обязательно дает домашние задания и беседует с родителями, объясняя всю важность работы. Ведь главная цель данного этапа – это закрепление правильного звукопроизношения в повседневной речи. Поэтому родителям нужно не только выполнять все рекомендации логопеда, но и следить за детской речью более внимательно. Поправлять, если ребенок неправильно произнес звук.
Родители могут разучивать с ребенком потешки, небольшие стихотворения – детям дошкольного возраста нравятся рифмованные фразы. Обязательно дома делают артикуляционную гимнастику, чтобы закрепить правильный артикуляционный уклад. Родители должны следить за качеством своей речи: произносить все звуки четко и правильно.
На этапе автоматизации работают над правильным звукопроизношением, параллельно проводя коррекцию по другим направлениям. Только совместными стараниями логопеда и родителей у ребенка получится преодолеть дефекты, его речь будет красивой и грамотной.