Автоматизация звука Рь

Автоматизация звука Рь – это один из необходимых этапов логопедической работы по устранению нарушения звукопроизношения. Он предшествует стадии дифференцирования и прорабатывается после этапа механической постановки в изолированном положении. Данный этап нельзя упускать, он необходим для того, чтобы довести звук до автоматизма. Чтобы ребенок смог беспрепятственно его использовать в свободной речи, не задумываясь о правильности его артикуляционного положения, а воспроизводя звук механически.

Артикуляционное положение звука

Звуки р и рь

Положение органов артикуляции во время произношения Рь схоже с Р, но различия между ними все же есть. Правильное артикулирование Рь предполагает:

  • вибрацию голосовых связок;
  • кончик языка слегка изогнут и направлен к задней поверхности передних зубов;
  • корень языка принимает фиксированное положение, а спинка приподнимается к средней части неба;
  • язык широкий, упирается в зубы боковыми сторонами.

Причины нарушения

Недостаточность произносительной стороны речи, обусловленная неправильным звукопроизношением, может быть вызвана социальными (по меньшей мере) или физиологическими причинами (в большинстве случаев):

  • Наиболее распространенная причина, по которой может быть выявлена проблема в произношении Рь, – укороченная уздечка (это та самая связка, расположенная под языком у его корня). В этом случае специалисты, как правило, предлагают врачебное вмешательство: уздечку подрезают.
  • Слабая иннервация мышц языка часто приводит к затруднениям при произнесении ряда звуков, в том числе Р и Рь.
  • Недоразвитие фонематического слуха и восприятия: чаще всего эта причина является второстепенной, так как в ее основе может лежать первичное нарушение, связанное с ЗПРР (задержкой психологического и речевого развития), ОНР (общим недоразвитием речи), ФФН (фонетико-фонематическим нарушением) и т. д.
  • Педагогическая запущенность, как причина нарушения звукопроизношения, может проявляться в отсутствии общения с ребенком, в неправильном примере для подражания в сенситивный период развития речи. Если в семье один из родителей или другой близкий родственник имеет дефект речи (дизартрический компонент), ребенок будет принимать искаженную модель произношения взрослых за правильную.

Профилактика нарушения звукопроизношения мягкого Р

Артикуляционная гимнастика

Предотвратить проблемы со звукопроизношением можно, если делать все вовремя. Самой лучшей профилактической мерой по борьбе с недостатками в произношении того или иного звука служит правильный пример для подражания со стороны взрослых. Поэтому в первую очередь родителям необходимо следить за правильностью собственной речи.

Некоторые родители, сами того не понимая, способствуют развитию проблем с произношением. Если ребенок не выговаривает мягкий «Р», ни в коем случае нельзя пытаться говорить «на его уровне», поощряя сюсюканье. Лучше ему от такой «поддержки» точно не будет, а вот хуже – да.

Если у малыша замечены проблемы со звуками Р, Рь, то хорошей профилактикой будет ежедневное выполнение артикуляционной гимнастики. Есть интересные для детей сказки «про веселого Язычка», вариантов множество, можно подобрать под комплекс для любого звука и играть с ребенком. Это помогает держать в тонусе мышцы языка и растягивать подъязычную уздечку.

Независимо от того, посещает ли ребенок дошкольное учреждение, либо получает только домашнее воспитание, проведение логопедического обследования – это необходимость. Далеко не всегда родители могут замечать, что их малыш неправильно выговаривает звуки. Плановая диагностика у логопеда позволит предотвратить возможные нарушения или выявить уже имеющиеся. Не стоит забывать, что с возрастом устранить проблему в произношении становится только сложнее.

Нарушение произношения звука Рь

Логопед при обследовании массовых групп детей часто выявляет нарушения звуковой стороны речи и дает родителям рекомендацию на дополнительные занятия со специалистом. В более серьезных случаях ребенок получает направление на ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию) и, как следствие, перевод в логопедическую группу. Чтобы это не оказалось неожиданностью, родители могут заранее проверить речь ребенка на наличие нарушений в звукопроизношении. В случае с Рь, могут наблюдаться следующие варианты:

  • «Проглатывание» звука: ребенок пропускает в своей речи звук Рь, в результате чего слова произносятся без него: «юкзак» вместо «рюкзак», «кюк» вместо «крюк» и т. д.
  • Замена звука Рь звуком Ль: чаще всего дети с нарушением произношения Р или Рь, заменяют их схожими по своей артикуляции звуками Л и Ль. Например, вместо «репка» говорят «лепка», вместо «три» − «тли».
  • Замена звуком Й, например: река – йека и др.
  • Горловое Рь: его еще называют «французским». Это результат неправильной постановки звука, исправлять такое «Рь» сложнее, чем ставить звук заново.

Этапы автоматизации

Процесс автоматизации условно можно разделить на несколько направлений, а именно:

  • Работа по автоматизации звука в слогах.
  • В словах.
  • В словосочетаниях и предложениях.
  • В стихах и чистоговорках/скороговорках.

На этапе прохождения каждого из этих блоков на занятиях с ребенком педагог использует различные методы и приемы. На любой из ступеней поэтапной логопедической работы при автоматизации мягкого звука р обучение и закрепление правильно поставленного звука должно вестись от простого к сложному: слог – слово – словосочетание/предложение – использование в связной речи (заучивание стихов, чтение чистоговорок, поговорок, повторение скороговорок). В этом случае начинать необходимо работу с произношения, повторения обратных слогов, то есть тех, что начинаются с гласных звуков (например, «ар», «ур», «ыр»).

Автоматизация звука в слогах

На момент автоматизации звука в слогах логопед еще возвращается частично к этапу постановки, а именно, напоминает ребенку положение органов артикуляционного аппарата для звука Рь: положение губ, зубов, языка, обращает внимание на вибрации голосовых связок (горлышко дрожит или нет).

Работа по автоматизации звука Рь в слогах ведется следующим образом:

  • чтение/воспроизведение обратных слогов;
  • произношение прямых слогов;
  • воспроизведение слогов (слов) со стечением согласных звуков (например, при-, трю-, кря- и т. д.).

Слоги со звуком рь

Вот некоторые дидактические упражнения и игры, которые можно выполнять для этих целей:

  • «Повтори не ошибись». Как и было ранее указано, поначалу вводятся обратные слоги. Для этого используют задания на повторение ребенком слоговых цепочек за педагогом. Логопед предлагает ребенку повторить цепочку слогов в том же порядке, например: ар’-ур’-ор’. Затем меняет местами части задания или усложняет его («Продолжи цепочку»: орь-ырь-ирь, ребенок называет и добавляет еще слог: орь-ырь-ирь-арь). Так можно продолжать до тех пор, пока не будут названы все вариации мягкого согласного Р с гласными звуками. Это упражнение помогает не только автоматизировать Рь на начальном этапе, но и параллельно развивает слуховое восприятие, произвольное внимание и память.
  • Упражнение «Лабиринты»: в них часто задействуется не только речь ребенка, но и его органы чувств, моторика. Во время выполнения задания ребенок одновременно произносит слоги, ведет предмет через «препятствия» и неотрывно наблюдает за процессом. В этом случае активны речедвигательные процессы, вырабатывается устойчивое внимание, тактильное, зрительное и слуховое восприятие. Варианты заданий для этого игрового упражнения:
    • Корабль должен обойти подводные мины, на каждой написан слог, ребенок перемещает предмет с одной «мины» на другую и «обезвреживает» ее, называя правильно слоги. Необходимо провести корабль в целости до баржи.
    • Лягушка придумала песенку, хочет, чтобы ее повторили, для этого она на камнях, по которым прыгала, написала ее по слогам. Ребенок перемещает игрушку или картинку-лягушку с одного камушка на другой и называет слоги, которые записаны на каждом из них.

В лабиринты можно играть даже дома, родителям для этого не нужно будет подготавливать специальный дидактический материал. Потребуются игрушки, обычные листы бумаги, карандаши и немного фантазии.

  • «Скажи наоборот»: педагог предлагает назвать цепочку слогов, только обратных. Например, логопед говорит «ар’-ур’-эр’», а ребенок должен поменять местами буквы в слогах, в результате чего получится «ря-рю-ре». Такая игра развивает речь, мышление, фонематическое восприятие и слух. Если ребенок уже знает буквы, можно предложить ему прочесть или написать получившуюся цепочку, это позволит закрепить правила написания йотированных гласных букв после согласных.

Автоматизация мягкого Р в словах, словосочетаниях и предложениях

Автоматизация рь в словах

Автоматизация звука рь в словах и предложениях предполагает большой объем занятий. Для удобства логопеды используют картотеки с заданиями на каждый блок работы со словами, словосочетаниями и предложениями. Словесный материал должен быть ярко иллюстрирован, особенно, если это касается младшего и среднего возраста. Для старших, уже читающих дошколят, допустим письменный вариант, но начинать все равно придется с повтора за взрослым и нужно идти по принципу «от простого к сложному».

На этапе работы по автоматизации мягкого звука Р могут предлагаться следующие дидактические игры, упражнения и задания:

  • «Придумай слово»: сначала включаются слова со звуком Рь в начале слова (ребус, репа, рис, рябина и др.), затем – в середине (зоря, море, коряга). После того как простые слова отработаны, ребенку предлагают те, в которых происходит стечение согласных звуков (стряпня, дрема, креветка, срез).
  • «Назови, где живет звук»: можно применить в качестве дидактического упражнения, где ребенку необходимо определить местоположение звука в названных логопедом словах, а можно оформить в виде обучающей игры. Для второго варианта понадобится распечатать либо нарисовать и вырезать три домика с тремя окошками: в одном должно быть открыто первое окно (для слов, в которых звук Рь находится в начале), во втором – второе (в середине), в третьем, соответственно, третье (в конце слова). Ребенку даются карточки с изображением предметов, в названиях которых есть мягкий звук «Р». Игра заключается в том, чтобы правильно распределить слова по своим домам.
  • «Составь предложение из предложенных слов».
  • «Прочти (прослушай) предложение, найди все слова, в которых спрятался звук Рь»: если звук уже автоматизирован в словах, то читающему ребенку можно смело предлагать предложения и даже небольшие тексты. К ним полезным будет добавить задания, вроде «Найди какой», «Проспрягай предложение», «Назови предложение с вопросом/с восклицанием».

Этап автоматизации мягкого звука Р в чистоговорках, стихах, поговорках/скороговорках

Чистоговорки с мягким звуком р

На заключительном этапе активно ведется работа, направленная на самостоятельное использование ребенком слов со звуком Рь в связной речи. Начинать лучше с автоматизации звука рь в чистоговорках. Они нужны для того, чтобы дети с проблемами в звукопроизношении могли быстрее и легче «внедрить» правильно поставленный и автоматизированный на предыдущем этапе звук в разговорную речь. В чистоговорках, как правило, начало состоит из трех слогов (чаще всего из одинаковых), на последний из которых рифмуется предложение, например:

  • ря-ря-ря – мы плывем через моря;
  • рю-рю-рю – на сороку я смотрю;
  • ри-ри-ри – мама встала до зори;
  • ре-ре-ре – Ваня бегал во дворе;
  • арь-арь-арь – потерял корону царь.

Заучивание стихотворений также помогает автоматизировать Рь. Подбирать следует стихи, в которых чаще всего встречается нужный для закрепления звук. Поговорки и скороговорки логопед выбирает по тому же принципу.

Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Прочитали! Пожалуйста, оцените статью!
(Пока оценок нет)
Оставьте свой комментарий
Поделитесь своим мнением о статье. Что показалось вам особенно полезным, как данная информация помогла в решении проблемы?




ВНИМАНИЕ! Информация, опубликованная на сайте, носит информационный характер, не является рекомендацией к применению и представлена исключительно в ознакомительных целях. Любое практическое использование возможно только после консультации с логопедом!
Наверх