Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях, текстах, связной речи

Автоматизация звука [Л] подразумевает закрепление точного проговаривания фонемы в любой речевой ситуации. Для того чтобы успешно закрепить фонему, важно знать ее верную артикуляцию. При верном артикулировании [Л] органы принимают следующую позицию: губы приоткрыты, нейтральны, занимают позицию идущей за ним гласной фонемы, зубы приоткрыты, между ними небольшое расстояние, язык расслабленный, принимает форму лопатки. Передний край поднимается к верхнему альвеолярному отростку или основаниям резцов, плотно смыкаясь с ними, корень поднимается, боковые стороны опускаются, создавая с молярами щели, сквозь которые выходит выдыхаемый воздушный поток, мягкое нёбо поднимается, закрывает проход в носовую полость, голосовые складки смыкаются и дрожат.

Звук [Л] согласный, звонкий, твердый, сонорный.

При нарушенном артикулировании звука [Л] требуется специальная работа по его постановке. Метод постановки выбирается педагогом с учетом специфики нарушения и индивидуальных особенностей ребенка.

Особенности автоматизации звука [Л]

Звук л

После того как звук будет поставлен, следует вводить его в свободную речь. Потребуется много времени, чтобы ребенок смог свободно выговаривать звук в собственной речи. Многократное выполнение одной и той же артикуляции позволит говорить звук бессознательно. Этот процесс называется автоматизацией.

Закреплять фонему нельзя, пока ребенок не научится воспроизводить ее безошибочно изолированно. Перед проведением занятий по закреплению звука необходимо подготовить мускулатуру речевых органов с помощью выполнения специальных логопедических упражнений. Звуки, смешиваемые ребенком при разговоре, автоматизируются поочередно на разных занятиях.

При пропусках фонемы этап автоматизации проходит довольно быстро, так как в речевых центрах коры головного мозга нет сформировавшихся условно-рефлекторных связей, требуется их создание. При дефектном произношении или при смешивании фонем эти связи уже имеются, их нужно разрушить, параллельно создавая новый двигательный стереотип верного артикулирования. В этом случае закрепление длится долго.

Процесс автоматизации звука включает определенные этапы, нарушение этой поэтапности не допускается. В неосложненных случаях (при физиологической возрастной дислалии) все этапы могут длиться всего около пяти минут.

Звук [Л] автоматизируется в следующем порядке:

  • Автоматизация изолированной фонемы.
  • Отработка на материале слогов.
  • Закрепление в словах.
  • Закрепление на материале фраз.
  • Закрепление в стихотворениях.
  • Отработка в связной речи.
  • Введение в самостоятельную речь.

Автоматизация изолированного звука [Л]

Сначала артикулирование фонемы нужно отработать изолированно, то есть отдельно от остальных фонем. На постановочном этапе и при закреплении важно задействовать вспомогательные процессы – зрение, осязание. С опорой на визуальные стимулы, которые дошкольник применял редко или вовсе не применял, происходит создание верных зрительно-двигательных и слухоречевых стереотипов. Занятие должно проводиться у зеркала, чтобы ребенку было видно собственное лицо и лицо педагога для контроля правильности артикуляции.

Закреплять звук отдельно надо в интересной игровой форме.  Недостаточно простого проговаривания фонемы для того, чтобы ребенок смог верно ее воспроизвести – при определенных ситуациях требуется детальное объяснение, как расположить органы речевого аппарата, чтобы добиться точного артикулирования. Бывают случаи, когда эффективно использование аналогий или имитирование действий языка ладонью. Продолжительное время важно напоминать ребенку визуально и словесно, как нужно произносить [Л]. При изолированном закреплении звука происходит знакомство с обозначающей его буквой.

Автоматизация изолированного звука л

Автоматизация звука [Л] в слогах

Когда ребенок научится довольно непринужденно совершать требуемые артикуляционные движения, а фонема будет произноситься правильно, нужно переходить к закреплению в слогах. Нужно понимать, что слоги не несут для детей никакой смысловой нагрузки, поэтому следует заранее продумать, как заинтересовать слиянием фонем в один слог.

Работа над слогами может начинаться как с прямых (ЛА, ЛО, ЛУ), так и с обратных (АЛ, ОЛ, УЛ) слогов. Это зависит от постановочного приема, а также от индивидуального прогресса ребенка. Слоги со стечением согласных закрепляются по мере необходимости. В отдельных случаях они вообще не отрабатываются, так как хватает закрепления в словах. При общем недоразвитии речи слоги со стечением автоматизируются после закрепления фонемы на материале слов, содержащих открытые слоги.

Автоматизация звука л в слогах

Автоматизация [Л] в словах

Не следует слишком долго закреплять фонему в слогах, надо максимально быстро приступать к словам. Это важно, потому что в словах звук окружают другие звуки, которые накладывают характерный слухоречевой отпечаток. Также, детьми легче воспринимаются значимые, осмысленные слова.

Кроме доступного для ребенка смысла, слова для работы по автоматизации играют очень значимую роль. Они помогают закрепить фонему в разных позициях, создают нужные артикуляционные шаблоны. Ребенок не зазубривает все слова родного языка с изучаемой фонемой, он учится проговаривать разнообразные комбинации с новой фонемой, которые позже будут применяться в остальных, встречающихся словах, содержащих фонему [Л].

Автоматизация [Л] в словах проводится по следующему алгоритму:

  • Отработка слов, начинающихся на [Л].
  • Отработка интервокального положения [Л] (между двумя гласными).
  • Отработка слов, заканчивающихся на [Л].
  • Отработка [Л] в середине слова.
  • Закрепление в словах, содержащих несколько звуков [Л].

Автоматизация звука л в словах

Автоматизация [Л] во фразе

Автоматизация звука [Л] в предложениях представляет собой переходное звено между искусственным проговариванием отдельных слов и самостоятельной речью.  Ребенку необходимо контролировать правильность произносимого звука, а также передать суть высказывания. Помимо этого, для проговаривания словосочетания из нескольких слов необходим продолжительный, равномерный выдох.

Для перехода к проговариванию словосочетаний необходимо говорить фонему довольно свободно, не применять послоговое проговаривание. Речевые органы должны с большой скоростью перестраиваться с одного артикуляционного положения на другое. Целесообразно использовать чистоговорки и скороговорки. Крайне нежелательно на данной стадии неверное проговаривание изучаемого звука.

Требуется воспитание спокойного, плавного темпа речи. Если ребенок разговаривает быстро, смазано проговаривает звуки, он не привыкнет контролировать правильность собственной речи. Такой ребенок может деформировать или пропускать даже те фонемы, которые изолированно говорит верно. Выработка размеренной скорости провоцирует улучшение звукопроизносительной стороны. Также важна громкость речи.

Автоматизация звука л в предложениях

Автоматизация [Л] в стихотворениях

Когда ребенок научится безошибочно говорить звук в словах, насыщенных им фразах и предложениях, можно начинать его закрепление в стихотворениях.

Для занятий желательно отбирать произведения, которые не содержат оппозиционных звуков [Ль] и [Р] или тех, на которые [Л] заменялся до постановки.

Следует стараться выбирать стихотворения с доступным ребенку смыслом, опираясь на его возрастные особенности, уровень общего развития. При наличии неизвестных или непонятных слов нужно провести словарную работу, по ходу которой объясняется их значение. Понимание смысла помогает при проговаривании текста.

Если стихотворение провоцирует появление негативных эмоций или ассоциаций, не следует настаивать на работе с ним.

Не нужно маленькому ребенку предлагать длинные стихи – малышу сложно удерживать большой сюжет, он потеряет смысловую нить и воспроизведет набор слов. Нельзя использовать стихи со слишком длинными строчками или сложным порядком слов – это тоже усложняет понимание смысла, ухудшает качество речи.

Стихотворение предлагается по одной строке, ребенка просят повторить. Этот процесс носит название отраженное проговаривание. Совместное одновременное проговаривание (сопряженное) на этом этапе не допускается. Если дошкольник затрудняется при запоминании и воспроизведении всей строчки сразу − не может запомнить, путает порядок слов или неверно говорит закрепляемый звук в одном или нескольких словах, − нужно перейти на повторение по одному слову. Знакомя ребенка с текстом, следует выделять голосом изучаемую фонему.

Слова проговариваются в соответствии с орфоэпическими, а не с орфографическими правилами. Один и тот же стих необходимо отрабатывать на протяжении нескольких занятий. Известные ребенку ранее стихотворения, но с нарушенной фонемой,  переучиваются после прохождения всех этапов автоматизации.

Автоматизация звука л в стихах

Автоматизация [Л] в связной речи

Закрепление фонемы в связной речи − важнейшая ступень автоматизации. На данном этапе завершается работа с фонемой в специально организованных ситуациях. Далее фонема будет применяться в собственных спонтанных высказываниях.

Не всем детям нужна отработка произношения на материале текстов – если ребенок без затруднений, легко пользуется поставленным звуком, целесообразно приступать к спонтанной речи. Но большинству детей обязательно нужно закрепление в тексте. Для работы выбирают рассказы маленького объема, обогащенные отрабатываемой фонемой.

При работе с текстами звук используется без удлинения, без утрированного артикулирования. Фонема должна быть равнозначной по отношению к потоку остальных фонем. На данном этапе используют рассказы разных видов:

  • Рассказы по опорным картинам – переходная ступень от повторения фраз к пересказам текстов. Рассказы должны быть короткими, [Л] должен содержаться лишь в нескольких словах, которые предлагается вставить в нужное место после демонстрации изображения.
  • Рассказы-задачи. Работа начинается аналогично с одного-двух слов. Логопед прочитывает задачу,  ребенок должен решить ее и ответить устно одним словом, а потом развернутой фразой.
  • Рассказы по наводящим вопросам.
  • Обычные рассказы с большим количеством закрепляемой фонемы. Здесь тоже допускаются вопросы.
  • Составление рассказа на определенную тему. Ребенку предлагают тему для сочинения и слова с закрепляемой фонемой, которые он должен включить в свой рассказ. Эти занятия готовят к включению фонемы в собственную речь.

Закрепление звука л в связаной речи

Автоматизация звука [Л] в самостоятельной речи

Введение фонемы в самостоятельную речь – завершающая ступень автоматизации. Здесь также нужно следовать некоторым правилам. На протяжении длительного времени ребенок не способен контролировать две вещи одновременно − что говорить и как говорить. Достаточно сложно научить его включать самоконтроль над произношением.

Сначала самостоятельной речью считаются только специально организованные, немного неестественные ситуации. Первое время контролировать правильность звукопроизношения будут только взрослые – родители и педагоги. У них возникает так называемый в логопедии «сторожевой рефлекс», когда взрослый контролирует два аспекта: организовывает разговор и корректирует все ошибки артикулирования. Чтобы научить ребенка использовать новое правильное звучание, надо после каждого ошибочного произнесения давать ему образец, добиваясь верного воспроизведения.

Обычно самостоятельное отслеживание и исправление неправильного произношения начинается примерно через две недели после постановки фонемы. Взрослые должны эмоционально подкреплять создание нового артикуляторного стереотипа. Полная автоматизация поставленной фонемы длится приблизительно около полутора месяцев.

Этот срок актуален только для дислаликов, при более тяжелых дефектах срок автоматизации увеличивается. Для получения положительного результата надо заниматься каждый день около двадцати минут и контролировать детскую речь в повседневной деятельности.

Общие рекомендации по автоматизации звука [Л]

Правильное проговаривание любой речевой единицы демонстрируется взрослым, и только после повторяется ребенком. В идеальном варианте он не должен при закреплении фонемы допускать ни единой ошибки, чтобы неверный шаблон не препятствовал формированию правильного. Поэтому педагог должен контролировать произношение, чтобы предупредить ошибку и сделать подсказку.

Крайне важно отрабатывание новой фонемы не только на коррекционных занятиях, но и в повседневной деятельности. Если изучаемый звук верно произносится только на занятии, то появляется «синдром кабинетной речи», когда при педагоге весь речевой материал произносится безошибочно, а в повседневной жизни полученные навыки не применяются.

Дифференциация звуков л и р

Нужно контролировать содержание предлагаемого материала – не должно присутствовать оппозиционных фонем. «Конфликтующими» фонемами могут быть абсолютно любые пары. Для каждого случая необходимо подбирать индивидуальную картотеку материала. Если встретилось такое слово или сочетание – нельзя требовать безошибочного проговаривания всех звуков. Смешиваемые фонемы различаются на специальном этапе дифференциации.

Первое время необходима очень утрированная артикуляция поставленной фонемы. Это требуется для того, чтобы слуховым анализатором зафиксировалось новое звучание как образцовое.

Первое время надо подкреплять новый звук любыми способами, нельзя предоставлять малышу право говорить его без поддержки и контроля. Серьезную проблему создает самостоятельное выполнение домашних заданий. Если ребенок умеет читать, не стоит разрешать ему самостоятельно прочитывать слова, надо чтобы взрослый дал правильный образец, после чего ребенок должен его воспроизвести. Также важно, чтобы взрослые следили и исправляли неправильное произношение в повседневной жизни.

Упражнения для автоматизации звука [Л]

«Пароход». Ребенку предлагают рассмотреть изображение парохода и воспроизвести его гудок. Затем нужно помочь пароходу доплыть до пристани, проведя пальцем по дорожке, четко произнося протяжный звук [Л].

Упражнение "Пароход"для автоматизации звука л

«Лесные песенки». Перед ребенком рисунок с изображением диких животных.  Напротив каждого животного слоговая дорожка. Ребенка просят пропеть слоги, изображая голоса животных.

«Дополни предложение». Взрослый произносит предложения. Ребенку предлагается послушать их и добавить в каждое предложение подходящее по смыслу слово со звуком [Л]. Затем нужно повторить предложения полностью, выделяя звук [Л].

«Найди слово». Перед ребенком несколько картинок со звуком [Л] в разных частях слова. Ребенок называет, что изображено на них, выделяя звук [Л]. Затем предлагается рассортировать слова по месту расположения звука [Л] и составить предложение с каждым словом — названием картинки.

«Сказочная тропинка». На картинке изображен сказочный персонаж и его замок. Ребенку предлагается провести персонаж к замку по дорожке из слогов.

«Слоговая ромашка». На картинке изображена ромашка с разноцветными лепестками. На каждом лепестке написан слог. Ребенок должен прочитать слоги и составить из них слова, соединяя лепестки одинакового цвета. С полученными словами составляют предложения.

Ромашка со словами на звук л

Игры для автоматизации звука [Л]

«Четвёртый лишний». Ребенку предлагают четыре картинки, в трех из них есть звук [Л]. Он должен назвать все картинки, определить, какая лишняя. Можно усложнить игру, подобрав три слова со звуком [Л] в начале, а в четвертом в конце.

«Обжорка». Ребенку дают большую ложку и картонные пельмени с изображенными на них картинками со звуком [Л]. Ребенок кладет в ложку картинку и называет слово. Если слово произнесено верно, то пельмень «съеден».

«Осенний листопад». Перед ребенком лежит картонный ствол дерева и разноцветные листья с картинками на обратной стороне. Взрослый спрашивает: в какое время года на деревьях бывают листья такого цвета? что происходит с листьями осенью? Объясняется значение слова листопад. Затем предлагают устроить листопад, называя, что изображено на листочке и отрывая его от дерева.

«Спасение Колобков». На столе перед ребенком несколько картонных Колобков с изображенными на них картинками со звуком [Л]. Ему предлагается вспомнить сказку «Колобок» и пересказать ее. Но вместо песенки Колобок рассказывает, что изображено на картинках. Когда Колобок встречает лису, нужно очень быстро называть картинки и переворачивать их, чтобы лиса не успела съесть.

«Что у Клавы в лукошке?». Предлагают сложить в лукошко для куклы Клавы предметы, названия которых содержат звук [Л]. При этом нужно произносить предложение: «Я положу в лукошко куклы Клавы…».

Игра "Посчитай предметы"

Крайне важно на занятиях замотивировать ребенка. Нужно объяснить ему, почему важно правильно разговаривать. Без достаточной мотивации коррекционная работа может затянуться на продолжительный период. Поэтому очень важно внимание окружающих, и не только родителей, к детской речи.

Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Прочитали! Пожалуйста, оцените статью!
(4 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Оставьте свой комментарий
Поделитесь своим мнением о статье. Что показалось вам особенно полезным, как данная информация помогла в решении проблемы?




ВНИМАНИЕ! Информация, опубликованная на сайте, носит информационный характер, не является рекомендацией к применению и представлена исключительно в ознакомительных целях. Любое практическое использование возможно только после консультации с логопедом!
Наверх