Как правильно применять артикуляционную гимнастику в стихах, используя картинки

 

Хорошая подвижность органов речи позволяет малышу легче овладевать новыми звуками, добиться четкого произношения. В процессе разговора человек не замечает, как каждый звук занимает свою позицию при помощи языка, щек, губ, зубов, неба. Отлаженная работа и координация органов помогает верно и красиво произносить слова. Добиться четкости в говорении позволяет артикуляционная гимнастика в стихах. У малышей занятия в стихотворной форме вызывают интерес, мотивацию к обучению с логопедом или в домашних условиях.

Для чего нужна гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Гимнастика для артикуляции подразумевает подготовку речевого аппарата для правильного говорения. Последнее проявляется в четкости произношения отдельных звуков − артикуляции. Проводится чаще всего разминка в игровой форме, чтобы настроить малыша на позитивную работу. Подготовительный этап включает упражнения для всех органов речевого аппарата: языка, губ, неба, щек. В процессе выполнения артикуляционной гимнастики, как при утренней зарядке, разогреваются все мышцы для успешного говорения, усиливается гибкость, кровоток. Любое занятие с логопедом начинается с разогрева артикуляционного аппарата, тренировки органов говорения. Подготовительная часть позволяет:

  • укрепить мышцы языка, щек, губ;
  • снизить напряженность и гипертонус речевого аппарата;
  • увеличить амплитуду движения органов речи;
  • произвести правильную постановку определенного звука;
  • улучшить кровообращение;
  • привести в подвижность артикуляционный аппарат;
  • в короткое время справиться с логопедическими дефектами речи;
  • дать понять ребенку, как правильно четко произносить отдельный звук.

Гимнастика необходима не только детям с проблемами речевого развития, но и здоровым малышам, дошкольникам, когда происходит становление речи. Артикуляционная гимнастика для детей в стихах призвана обогащать словарный запас малыша, предупреждать «ленивость» речи, когда малыш «жует» окончания или отдельные слова, говорит слишком быстро, медленно.

Рекомендации логопеда

Проводить артикуляционную разминку необходимо на занятиях с логопедом или с родителями в домашних условиях. Чтобы процесс обучения и развития был интересным, заниматься с ребенком нужно в игровой форме, подбирать материал по возрасту, интересам малыша. Существует несколько правил, соблюдая которые получится добиться максимального эффекта от коррекционных, развивающих, логопедических занятий.

  • Первые упражнения важно проводить перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать органы речи, следить за языком, губами, щеками, зубами. Взрослому следует показать правильность выполнения задания, после к нему приступает малыш, пытаясь повторить в точности за педагогом или родителем, ориентируясь на образ в зеркале.
  • Занятия следует проводить с применением материала по возрасту. Для дошкольников, младших школьников, подростков требуется отдельный стимул к деятельности. Малышам можно предложить упражнения не только в стихотворной форме, но и песенной, проиграть рассказанное в стихе. Подойдут для занятий карточки с предметами, явлениями природы. Нужна картотека с сюжетными картинками, когда необходимо составить рассказ или угадать пословицу, поговорку, скороговорку. На иллюстрациях могут быть изображены подсказки для выполнения упражнения, например, правильная постановка звука. Подросткам для занятия можно предложить стихотворения посложнее, задания, нацеленные не только на проговаривание и постановку звука, но и оттачивание навыка выразительности речи. Стихотворения для воспитанников старше 12 лет должны подразумевать проработку нескольких параметров речи: четкость, правильность, выразительность, структурированность.
  • Проводить разминку следует, опираясь на временные рамки: с детьми дошкольного возраста − от 10 до 20 минут, младшими школьниками − от 20 до 30 минут. Подростки могут заниматься до 40 минут, так как артикуляционная гимнастика включает множество направлений, заданий. Время зависит от настроя ребенка, не стоит настойчиво просить выполнить упражнение. Если малыш не в духе, лучше перенести занятие, чтобы не отбить желание в дальнейшем.
  • Нужно понимать, для чего нужна гимнастика: отточить произношение отдельного звука, расслабить или ввести в тонус определенный орган, научить четко произносить слоги, звук, слова. Для каждой задачи потребуется отдельный комплекс упражнений.

Артикуляционная гимнастика перед зеркалом

В ходе проведения гимнастики для артикуляции следует обращать внимание на:

  • правильность выполнения, чтобы воспитанник верно повторял упражнение за взрослым;
  • самоконтроль, когда ребенок самостоятельно следит за выполнением упражнения в зеркале, определяет верно ли выполнено задание;
  • четкость выполнения, органы речи должны быть расположены правильно, звук произносится легко и выражено;
  • переключение, когда нужно быстро перестроить артикуляционную позицию при произношении следующего слога, слова.

Гимнастика

Артикуляционная разминка помогает детям освоить новый звук, отточить навык правильного произношения. Перед тем как переходить к выполнению задания, следует рассказать ребенку его методику, показать в замедленном темпе правильность выполнения.

Для детей дошкольного возраста

В детских садах логопеды широко применяют современную технику, создают различные презентации, показывают картинки дошкольникам через проектор или телевизор. Малышам интереснее выполнять задание, когда оно выглядит красочно и ярко.

Упражнение "Чашечка"

Упражнение "Месим тесто"

Упражнение "Лошадка"

Упражнение "Часики"

Упражнение "Качели"

Упражнение "Улыбка"

Для младших школьников

У младших школьников чтение стихотворений можно сочетать с работой в парах, когда они пытаются повторять упражнения за соседом по парте. Школьникам нравится работать с картинками, повторять за взрослым упражнения перед зеркалом. Детям 7-10 лет предлагают упражнения более сложные, чем дошкольникам. Материал направлен в данном возрасте на закрепление правильной позиции звуков: шипящих, сонорных, свистящих. Корректирующую гимнастику может проводить педагог в начале уроков по литературному чтению, русскому языку; логопед, работающий в школах, родители для облегчения обучения ребенка.

Артикуляционные упражнения "Язычок гуляет", "Варенье"

Артикуляционные упражнения "Трубочка", "Котенок лакает молоко"

Артикуляционные упражнения "Забиваем гвозди", " Чашечка"

Упражнение "Котенок лакает молоко"

Для подростков

Детям 12-16 лет также нужно тренировать правильную артикуляцию, необходимую для красивой речи. Подростку важно выглядеть в глазах сверстников интересным собеседником, «кривое» произношение звуков отбивает желание общения. Навык красноречия необходим при поступлении в учебное заведение, для сдачи экзаменов.

Подросткам можно самостоятельно проводить занятия. Главное, помнить про временные рамки (не более 40 минут), смену деятельности. Начинать следует с более простого упражнения, переходя в середине занятия к сложной части. Материал подбирают для разогрева речевого аппарата, дальнейшего оттачивания четкости произношения. При выполнении заданий нужно следить за правильной артикуляционной позицией звука. Используют разминку и перед автоматизацией проблемных звуков.

Упражнение "Гриб"

Упражнение "Часики"

Упражнение "Киска сердится"

Упражнение "Чашечка"

Упражнение "Футбол"

Упражнение "Комарик"

 

Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Прочитали! Пожалуйста, оцените статью!
(Пока оценок нет)
Оставьте свой комментарий
Поделитесь своим мнением о статье. Что показалось вам особенно полезным, как данная информация помогла в решении проблемы?




ВНИМАНИЕ! Информация, опубликованная на сайте, носит информационный характер, не является рекомендацией к применению и представлена исключительно в ознакомительных целях. Любое практическое использование возможно только после консультации с логопедом!
Наверх