Применение арт-терапии в логопедии

Арт-терапия – это коррекция неврологических нарушений, доступная как детям, так и взрослым. Каждый может выбрать занятие по душе: работу с бумагой, лепку, рисование, мозаику и т. д. Терапевтический эффект метода заключается в высвобождении через искусство негативных эмоций и переживаний. В то же время подобные занятия способствуют подъему настроения, расслаблению нервной системы.

В логопедии с помощью этой практики специалисты добиваются положительной динамики при нарушениях речи различного характера, так как почти всегда они протекают с неврологическими симптомами. Метод может использоваться с лечебной и профилактической целью.

Характеристики метода

Дети на занятии арт-терапией

Патологии развития речи встречаются чаще всего в дошкольном возрасте. Они проявляются различными клиническими симптомами, но при сохраненном слухе и интеллекте. Может снижаться внятность произношения, возникают проблемы с письмом и устной речью, нарушения коммуникации. При отклонениях в речевом развитии отмечаются вторичные диагнозы, речевой негативизм, неврологические отклонения. Таким детям сложно воспринимать и обрабатывать информацию, что впоследствии приводит к отставанию от сверстников.

Виды арт-терапии:

  • активная;
  • пассивная.

В первом случае пациент должен создавать что-то новое самостоятельно, во втором – использует существующие произведения. Лечение может проводиться с конкретным пациентом или в группе. В качестве материалов берут натуральную глину, мел, песок, любые листья, ветки, плоды; и искусственные − краску, гуашь, бумагу, пластилин, веревку, целлофан.

Оригами нормализует функцию выдоха у детей с заиканием и другими видами патологий речи.

Применение в логопедии

Задачи арт-терапии подразделяются на общие задачи и личностные. К общим относятся:

  • разработка индивидуальных методик лечения для детей с отклонениями в развитии;
  • обобщение накопленных знаний и их внедрение в программу коррекции нарушений речи;
  • улучшение кадровой подготовки для организации обучения в специальных образовательных учреждениях.

Функции метода заключаются в высвобождении негатива, регулировании психосоматических реакций, коррекции нарушений общения, повышения самооценки. К узким частным целям относятся следующие:

  • лечение и профилактика отклонений в работе психики;
  • создание оптимальных условий для адаптации ребенка;
  • методика может использоваться также при патологиях слуха, зрения, заболеваниях суставов;
  • контроль эффективности терапии;
  • помощь детям-инвалидам;
  • терапия вторичных нарушений.

Занятия с бумагой усложняются постепенно в соответствии с возрастом пациента. Начинают с обучения сгибанию листа пополам, затем в разных направлениях, далее складывают поделки по готовым выкройкам.

Как это работает

Механизм действия этого способа основан на самовыражении, в процессе занятий пациент не только развивается, но и избавляется от напряжения, скованности. При задержке речи в детском возрасте сеансы способствуют адаптации в социуме, избавлению от комплексов.

Песочная арт-терапия

Основные направления:

  • изотерапия включает работу с рисунком и цветом; это может быть как рисование, так и лепка из пластилина или глины;
  • библиотерапия, или чтение;
  • музыкотерапия (подвид – ритмика);
  • имаготерапия, как театрализованное представление;
  • сказкотерапия;
  • кинезитерапия;
  • ролевые игры;
  • игры с песком;
  • хореотерапия, то есть лечение с помощью танца.

Наиболее эффективными считаются три направления: изотерапия, имаготерапия, кинезитерапия. Работая с рисунком, лепкой или аппликацией ребенок самореализуется. Может использоваться «кляксография», живопись пальцами, рисование с помощью мягкой бумаги, на стекле, на манке, с помощью листьев, палочек, ниткография, отпечатывание ватой, рисование ладонями рук.

В ходе игры ребенок выражает свои чувства, учится контролировать ситуацию и разрабатывать способы ее преодоления. Задача логопеда при этом подобрать наиболее «подходящий» сценарий для отыгрывания, повышения самооценки. Рисуя на бумаге, ребенок освобождается от негативных переживаний, моделируя взаимоотношения с окружающим миром и сверстниками. Этот процесс развивает чувственно-двигательную координацию, вырабатывает усидчивость, способность к мышлению, созданию зрительных образов.

Музыка не только формирует мировоззрение пациента, обогащает его эмоции, на уроках малыш обучается ритму. Пение способствует более четкому произношению фонем, овладению интонацией и выразительностью.

Сказкотерапия может быть художественной, дидактической, психокоррекционной, психотерапевтической. Движения в танце избавляют от гипертонуса мышц, развивая человека физически и духовно.

Сказкотерапия

Преимущества арт-терапии заключаются в отсутствии возрастных ограничений, широких возможностях самовыражения, активизации механизмов саморегуляции. В комплексе с другими видами терапии специалисты достигают положительной динамики в нарушении развития речи. Таким образом у ребенка улучшаются артикуляционные способности, увеличивается словарный запас, речь становится четкой. Инновационная арт-терапия положительно влияет на состояние организма в целом, повышая его регуляционные способности.

Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Прочитали! Пожалуйста, оцените статью!
(Пока оценок нет)
Оставьте свой комментарий
Поделитесь своим мнением о статье. Что показалось вам особенно полезным, как данная информация помогла в решении проблемы?




ВНИМАНИЕ! Информация, опубликованная на сайте, носит информационный характер, не является рекомендацией к применению и представлена исключительно в ознакомительных целях. Любое практическое использование возможно только после консультации с логопедом!
Наверх