Заикание – путь длиною от Аристотеля до клинических испытаний
Речевая дисфункция в виде заикания может быть у людей всех возрастов, но чаще всего это проявляется у детей до полового созревания – примерно у 1,4% в возрасте до 10 лет. Исчезает во взрослой жизни почти у 75% детей за счет развития. Менее 1% взрослых заикаются, 80% из которых составляют мужчины.
- Механизм заикания
- Виды заикания
- Клиническая картина
- Физические проявления
- Оценка состояния
- Дальнейший анализ
- Что вызывает заикание
- «Нейронные подписи заикания»
- Генетика
- Темперамент
- Нейрохимические процессы
- Набор сопутствующих состояний
- Приобретенное заикание
- Риски для устойчивого заикания
- Изменчивость состояния
- Профилактика
- Управление состоянием
- Виды терапии
- Экспериментальное исследование
- Бремя дисфункции
- Выводы и проблемы
Заикание − это нарушение организации речи, характеризующееся непроизвольными повторениями или продолжениями звуков, слогов. Они трудно контролируются и могут дополнительно сопровождаться движениями и эмоциями негативного характера. Отрасль науки, занимающаяся нарушениями речи и методами их преодоления – логопедия.
Механизм заикания
Состоит в отказе речевой и моторной систем генерировать нейронные команды для мышц, необходимых для создания плавной, свободной речи. Во многих случаях такой дефект серьезно ухудшает общение, что приводит к разрушительным социальным последствиям.
Тем не менее есть много заикающихся, которые, несмотря на их расстройство, стали знаменитыми. Например, Уинстон Черчилль должен был полностью репетировать все свои публичные выступления и даже практиковать ответы на возможные вопросы, чтобы избежать заикания.
Виды заикания
Более 80% случаев заикания относятся к дисфункциям речи, возникающим в детском возрасте во время развития. Остальные рассматривают как неврологическую или психологическую проблему. Классификация заикания:
- Идиопатическое: первоначально присутствуют мягкие симптомы, которые разрешаются или прогрессируют к более серьезным признакам со вторичным поведением.
- Нейрогенное: следует за неврологическим событием, таким как черепно-мозговая травма, инсульт или другое повреждение головного мозга.
- Психогенное: развивается обычно после полового созревания в результате психотравмы или основного психического заболевания.
Клиническая картина
Симптоматика заикания очевидна в речевом потоке человека:
- При произнесении слова «где» это может звучать так: «г… г… … где». Слова, начинающиеся с букв «к», «г» и «т», могут быть трудными стартовыми звуками.
- Длительное произношение слова. Повторение целых фраз или предложений.
Физические проявления
Когда человек изо всех сил пытается произнести слова: голова наклоняется назад, глаза подымаются вверх. Дополнительно включаются: быстрое мигание глаз, сжатие кулаков, потливость. Основной признак – судороги мышц речевого аппарата (тонические и клонические), проявляющиеся во всех его отделах: дыхательном, артикуляционном, голосовом.
Дисфункция может усугубиться в определенных социальных ситуациях, например, во время выступления перед группой людей или разговора по телефону. Некоторые действия могут уменьшить симптомы. К ним относятся пение, чтение или разговор в унисон с другими людьми.
Оценка состояния
Врачи (психиатры, логопеды, неврологи) играют важную роль в оценке состояния пациентов. Хотя многие случаи разрешаются спонтанно, направление на терапевтическое вмешательство обычно необходимо, если заикание является серьезным или сохраняется в течение более 6–12 месяцев, а также если имеется семейная история дисфункции.
Первоначальная оценка должна установить серьезность состояния.
Различают три уровня дисфункции:
- Нормальная. Появляется между 18 месяцами и тремя годами, характеризуется повторениями в звуках, слогах и словах, которые обычно встречаются в начале предложения.
- Мягкая. Происходит между тремя и пятью годами. Повторения более часты и могут сопровождаться вторичным поведением (напряжение мышц, мигания глаз).
- Сильная. Возникает в возрасте от одного до семи лет. Тяжелое заикание происходит почти с каждой фразой или предложением, обычно сопровождается вторичным и избегающим поведением, и часто приводит к смущению и страху говорить.
Дальнейший анализ
Вопросы для родителей о ребенке, чтобы отличить заикание от других дефектов речи и поставить правильный диагноз:
- Повторяет части слов, или целые слова или фразы?
- Имеется заикание на гласные более двух повторений? («Яяяя-яблоко» вместо «яя-яблоко»).
- Повторяет слова более одного раза каждые восемь-десять предложений?
- Расстроен или смущен, когда возникают проблемы со словом?
- Заикание длится более шести месяцев?
- Моргает, смотрит в сторону или показывает физическое напряжение в лице при заикании?
- Использует дополнительные звуки, такие как «у», «э», «вот» чтобы начать слово?
- Иногда так сильно застревает, что при попытке говорить не слышно ни звука?
- Прекращает разговор в середине предложения из-за страха дефекта?
Для диагностики состояния используют приборы для расчета частоты, типа и продолжительности заикания; оценки общей скорость речи; наличия вторичного поведения.
Что вызывает заикание
На протяжении веков было предложено множество теорий возникновения заикания и соответствующих подходов к лечению. В Древней Греции проблему связывали с сухостью языка. В XIX веке предполагали, что заикание вызывают аномалии речевого аппарата. Поэтому лечение было основано на обширной «пластической» хирургии, приводящей к увечьям. В XX веке патогенез болезни связывали с психогенным расстройством.
Различные факторы могут влиять на развитие заикания, хотя этиология полностью неясна.
«Нейронные подписи заикания»
«Заикание не «живет» в изолированной области мозга – широкая нейронная сеть удобное пристанище»
У людей, которые заикаются, обнаружены структурные и функциональные аномалии в речевой и моторной системе. Дезорганизация в нейронных связях белого вещества может быть причиной для развития заикания. Микроструктурное разрушение направлено на основной речевой и моторный путь, расположенный в коре левого полушария головного мозга.
Генетика
Растущие доказательства поддерживают связь между генетикой и заиканием. В нескольких исследованиях использовались разные показатели заболеваемости между монозиготными и дизиготными близнецами, чтобы частично исключить генетический фактор из биологических источников. Исследования показали, что 70-85% случаев заикание можно отнести к аддитивным (суммарным) наследственным эффектам, а оставшиеся 15-30% связаны с уникальной средой индивидуума.
Темперамент
Существуют предположения, что ребенок с уязвимым и чувствительным характером и эмоциональной реактивностью может быть склонен к развитию и продолжению заикания.
Связь развития заикания с определенными характеристиками личности можно проследить до древних времен. Аристотель, живший в IV веке до нашей эры, писал в своей книге «Problemata», что заикание провоцируют нервозность и формы страха.
Нейрохимические процессы
Существует гипотеза, что гиперактивная дофаминергическая система способствует заиканию.
Нейрохимия связывает заикание с:
- повреждениями структур мозга (базальные ганглии), участвующих в контроле движения и мотивационных аспектов поведения;
- повышенной выработкой нейротрансмиттера дофамина, увеличение дофамина связано с расстройствами движения в виде повторяющихся и непроизвольных движений тела с вокальными звуками (моторные и вокальные тики).
Набор сопутствующих состояний
Важно! Вопрос, который нужно решить – является ли конкретный ребенок заикающимся?
Заикание у детей может быть признаком других типов нарушения коммуникации и психических расстройств:
- Нейродеструктивные (синдром дефицита внимания, гиперактивность, синдром Туретта).
- Внутриутробное повреждение мозга.
- Маленький вес при рождении.
- Низкий уровень интеллекта.
- Конфликты с родителями.
- Аутоиммунные нарушения, вызванные стрептококками группы А в течение первых нескольких лет жизни. Воздействие обусловлено аутоантителами, направленных против ткани базальных ганглиев, вызывающих моторную дисфункцию.
- Психосоциальные травмы.
«Если состояние не определено – невозможно и лечить его».
Приобретенное заикание
Начало заикания у взрослых без истории развития в детском возрасте классифицируется как нейрогенное или психогенное.
Нейрогенные состояния:
- черепно-мозговая травма;
- судорожное расстройство;
- синдром Паркинсона;
- инсульт;
- эпилепсия;
- диализная деменция.
Различные фармакологические агенты могут вызвать заикание у лиц без определенной истории болезни. В большинстве случаев нормальные речевые функции возвращались после прекращения приема препарата.
Описан случай 23-летнего мужчины с постоянным заиканием после проникающего ранения головы. Любопытный пример приобретенного заикания наблюдался у молодого человека с хронической нервной анорексией.
Отличительные характеристики нейрогенного заикания:
- характер дисфункции одинаков и в разговорной речи, и в устном чтении;
- повторения, пролонгации и блоки происходят во всех положениях слов;
- человек не слишком беспокоится о наличии дефекта;
- вторичные симптомы, такие как мигание глаз, напряжение лицевых мышц, сжатие кулаков редко наблюдаются;
- отсутствует эффект адаптации.
Заикание может появиться во взрослой жизни в результате психологической травмы. Такое явление называется «истерическим» заиканием. Особенности психогенного заикания:
- внезапный дебют;
- начало связано со значительным событием;
- преобладает повторение начальных или ударных слогов;
- никакого видимого эффекта адаптации;
- отсутствие вторичной симптоматики.
Риски для устойчивого заикания
Социальные и биологические факторы могут способствовать сохранению заикания и создавать трудности для терапии:
- Соотношение полов. Статистика показывает, что заикаются больше мальчики, чем девочки (2,4: 1), и соотношение увеличивается по мере того, как дети становятся старше (указывает на то, что девочки избавились от дефекта в более раннем возрасте, чем мальчики).
- Наследственность. Дети с семейной историей стойкого заикания имеют такую же тенденцию.
- Возраст начала.
- Более позднее начало заикания (в возрасте 10-15 лет) создает трудности для успешного лечения.
- Среда.
- Частые стрессовые социальные ситуации.
- Продолжительность затухания. Самый высокий уровень выздоровления происходит обычно через три года после начала заикания. Но необходимо следить за восстановленными детьми, чтобы обеспечить истинное выздоровление, а не временную ремиссию. Длительность наблюдения в среднем 40 месяцев.
- Изучение двух языков в детстве. Данные свидетельствуют о повышенном риске для двуязычных детей. Если дети до 5 лет используют только один язык, вероятность начала заикания ниже, чем для тех, которые изучают родной язык, а также приобретают дополнительный язык в течение этого периода.
Изменчивость состояния
Ребенок может казаться полностью здоровым, но через несколько недель возникает рецидив. Дисфункция начинает возрастать с увеличением грамматической сложности, длины и скорости речи.
Профилактика
Профилактика заикания состоит в исключении факторов риска и контроле текущего состояния в виде поддерживающей терапии.
Обучение родителей способам поддержки их ребенка:
- Обеспечьте спокойную обстановку дома.
- Предоставьте много возможностей для разговоров.
- Говорите медленно и расслабленно.
- Слушайте, когда он что-то рассказывает. Не прерывайте и не заканчивайте его предложения.
- Сосредоточьтесь на содержании того, что говорит ребенок, а не на том, как он это делает.
- Не ругайте за дефект.
Управление состоянием
Заикание считается трудно излечимым. Научные исследования фармакологической терапии показали, что ни один агент не приводит к достоверному улучшению. В последнее время лечение сфокусировалось на нефармакологических подходах для уменьшения симптомов.
Виды терапии
- Методы слуховой и частотно-сдвинутой обратной связи.
Включают: запись собственного голоса через микрофон, электронная трансформация звука (с помощью процессора эффектов) и воспроизведение измененной версии голоса обратно в наушники. Таким образом мозг будет «программироваться» на плавную речь.
Эффективность зависит от тяжести состояния. Применяется у взрослых и подростков.
- Техника реструктуризации речи.
Включает в себя практику новой речевой картины. Используется стиль разговора, который требует тщательного и заметного самоконтроля. Например, растяжение гласных звуков, что приводит к более свободной речи.
Применяется у детей после шестилетнего возраста, длительность зависит от оценки состояния.
- Терапия взаимодействия между родителями и детьми (подход Лидкомба).
Состоит в обучении родителей, чтобы обеспечить обратную связь (словесные непредвиденные обстоятельства) на «заикающиеся» события и плавную речь.
Может использоваться у дошкольников (3-6 лет). Программа широко применяется в зарубежной практике и показывает устойчивые долгосрочные эффекты.
- Модификации поведения. «Поворот привычки» – прочный фундамент для коррекции заикания».
Привычка к регулируемому дыханию. Метод состоит в обучении:
- распознать момент, при котором может произойти заикание;
- замедлить дыхание перед началом речи и произнести следующее слова на выдохе.
Существует ряд оценок эффективности этого подхода как у взрослых, так и у подростков.
«Тайм-аут». При возникновении дефекта в текущей речи специалист сигнализирует об этом заикающемуся пациенту, чтобы он сделал паузу, а затем продолжил плавную речь.
Процедура уменьшала затухание случаев почти до нулевого уровня и поддерживала свободную речь за пределами клиники в течение года. Применяется с 14-летнего возраста.
Аверсивная терапия. Создается относительная связь между привычкой пациента и негативной эмоциональной реакцией (используется аверсивный стимул), в результате которой получают ослабление силы угасающего стереотипа поведения. Аверсивные методы при заикании в качестве стимула применяют умеренный электрический разряд для устранения невротического заикания.
Процедура дает временный результат. Для детей не применяется.
Положительные стимулы. Применяется положительное подкрепление для плавных речевых эпизодов. Подбирается индивидуальный стимул. У взрослых хорошо «работают» в качестве приятного подкрепления деньги. Для детей обычно стимуляция принимает форму словесной похвалы, создавая прочную платформу для оптимизма.
Начальная фаза лечения может длиться от двух до трех месяцев.
- Если нарушение речи связано с повышенной выработкой дофамина то, состояние улучшается с помощью антидофаминергических препаратов, например, нейролептиков («Галоперидол», «Рисперидон», «Оланзапин»).
Имеют побочные эффекты, которые мешают им быть в первой линии лечения.
- Снижение стресса.
Суть терапии:
- прогрессивная релаксация мышц Джекобсона;
- медитация осознанности;
- глубокое дыхание;
- речевые методы.
Исследования подтвердили положительное влияние. Программа лечения колеблется от 3 месяцев до 3 лет. Такие терапевтические вмешательства можно использовать в период ремиссии для профилактики рецидивов.
Экспериментальное исследование
Использование формотерола в лечении заикания. Появились новые знания, которые «открылись» в результате научного исследования дыхательной системы (легочных объемов и показателей вентиляции легких) у заикающихся детей и молодых людей. Были обнаружены: уменьшение легочного объема, а также сниженная удельная проводимость.
Такая легочная патология приводит к смещению положения дыхания и может считаться возможной причиной заикания. Во время исследования пытались фармакологически увеличить удельную проводимость у заикающихся с использованием бронхолитика формотерола фумарата.
Результаты показали постепенное улучшение беглости речи. Для подтверждения эффекта необходимы дополнительные испытания.
Бремя дисфункции
Исследование заикающихся взрослых показало, что более 70% считают, что дефект отрицательно повлиял на их шансы найма или продвижения по службе, 33% считают, что это мешало работе, а 20% отказали в работе.
Людям, страдающим тяжелой формой заикания, трудно устроиться на работу. Возникает необходимость получить инвалидность, чтобы воспользоваться полагающимися льготами и немного улучшить качество жизни. К сожалению, на практике, инвалидность по заиканию практически не устанавливается. Во время проведения медико-санитарной экспертизы комиссия будет рекомендовать варианты работ, которые не требуют частого речевого контакта.
Если родители захотят оформить категорию «ребенок-инвалид», специальная комиссия должна квалифицировать его состояние как «ограничение жизнедеятельности». После чего она устанавливается на 1 год при наличии органических изменений ЦНС.
Выводы и проблемы
В то время как исследователи добились больших успехов в понимании заикания у взрослых, нейронная основа у детей в значительной степени остается загадкой. Нет объективного маркера, который поможет определить, какие дети будут выздоравливать, а у каких будет развиваться хроническое заикание.
Однако результаты исследований подтверждают идею о том, что раннее вмешательство может изменить или нормализовать функцию мозга. Восстановление может произойти в результате компенсаторной «картины» роста нервной системы у детей дошкольного возраста. Специалисты рекомендуют начинать применять терапию, если ребенок заикается более шести месяцев.
Проблемой остается разработка системы мер по предупреждению болезни, так как до конца не разгадана «загадка» заикания. Можно только попытаться уменьшить возможные риски, способствующие его появлению. А повлиять остается возможным только на психоэмоциональное состояние.
«Ничего лишнего. Рано ложиться, обрести внутренний покой и выбрать правильное действие – вот что делает человека здоровым»
Будущие научные разработки приведут к лучшей клинической оценке и приблизят к поиску целей лечения.