Классификация видов, типов и форм заикания

Как взрослым, так и детям свойственен логоневроз, затрудняющий их контакты с социумом. Заикающиеся закрываются в собственном мире из-за того, что их не понимают. Это негативно влияет на развитие, карьеру и личные достижения, клиническим проявлениям может сопутствовать нарушение психологического баланса.

Заикание – это темпо-ритмическое нарушение речи, возникающее еще в детском возрасте. Без лечения состояние может сохраняться долгие годы. Для таких больных также характерно изменение позы, мимики и координации движений. Чтобы лечение было успешным, необходимо различать виды и разновидности патологии. Способствуют развитию заикания другие логопедические патологии, например, фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Для заикания характерен волнообразный характер течения, дефекты речи чаще проявляются в стрессовых ситуациях. Его непостоянство усугубляет отрицательные эмоции у больного.

Нарушение ритма и плавности речи называется заиканием

Статистика в мире говорит о том, что на долю заикающихся приходится 1% взрослого населения и 2-3% детей.

Механизм возникновения

Высшая нервная деятельность зависит от процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. В том случае, когда нервная система становится уязвимой, например, в период активного развития фразовой речи и формирования мышления, нарушается их нормальное взаимодействие.

Это приводит к возникновению неправильного условного рефлекса. В результате нарушается координация движений речевого аппарата, темп и ритм дыхания, из-за повышения тонуса возникают судороги. От их тяжести, локализации зависит форма заикания и подбор последующей терапии.

Степени тяжести

При патологии происходит судорожное сокращение мышц артикуляционного аппарата. Оно характеризуется не только снижением плавности речи, но и запинками и паузами в разговоре. Его проявления могут быть умеренными или в более тяжелой степени. Долгое время считалось, что характерными симптомами у заикающихся являются трудности с проговариванием звуков «б» и «п». Но это не так. Дефект связан с произношением определенных фонем, количество которых может различаться. Спазм часто носит психогенный характер.

Степень выраженности психоречевой патологии оценивается по таким критериям: наличию неврологических и психических проблем, возможности вести полноценную жизнь, общим клиническим симптомам. Выделяют легкую, среднюю и тяжелую степень заикания в зависимости от интенсивности и длительности судорог. При малых проявлениях дефекта появляются небольшие запинки в свободной речи. Несмотря на то, что это может не мешать человеку, отклонение необходимо лечить и наблюдать в динамике. Средняя степень – это запинки в диалогах и монологах. Ребенок общается со сверстниками, но ему сложно закончить мысль, фразу. В тяжелых случаях нарушения затрагивают все аспекты речи, что вызывает существенный дискомфорт у человека. Через некоторое время возможно присоединение вторичных отклонений: логофобии, эмболофразии.

Мысли о невозможности нормального общения могут приводить к комплексам

Видовые характеристики

При логофобии малыш станет сознательно игнорировать «трудные» звуки, из-за их замены или пропуска речь станет невнятной. Возникнет страх устного общения. Эмболофразия – патологическое состояние, при котором ребенок вставляет в слова определенные фонемы.

Классификация типов заикания по характеру судорог артикуляционных мышц:

  • Клоническое заикание − если идет повтор первых звуков или слогов в словах; распространяется на весь речевой аппарат; часто отмечается на начальном этапе развития патологии (па-па-па).
  • Тоническое заикание – с характерными паузами в середине слова; они могут быть короткими в виде толчка или длительных спазмов; речь такого ребенка напряженная; судороги затрагивают даже мышцы живота (па-а-а-а).
  • Смешанное – возникает в результате длительного течения заболевания.

Характеристика по локализации судорог:

  • дыхательная форма;
  • артикуляторная;
  • голосовая;
  • смешанная.

При повышенном тонусе мышц артикуляционного аппарата перекашивается лицевая мускулатура, возникают судороги губ, языка и мягкого неба. Для дыхательного типа заикания характерен резкий и шумный вдох посреди разговора, возникновение пауз. Основным симптомом голосовой формы являются судороги при произношении гласного звука, наблюдается полная потеря голоса или его прерывистость. Такая форма встречается реже остальных.

Разделение по нарушениям психики и другим проявлениям

Еще одна классификация выделяет невротическую и неврозоподобную формы заикания. Второй тип является следствием психического расстройства, сопровождается нарушением моторики, потерей контроля над артикуляционными движениями. Такие дети отстают в развитии от сверстников. Необходимо отметить, что этот тип нарушения речи возникает вторично и всегда связан с отклонениями в психике больного. Изменения выявляют во время МРТ-диагностики или на электроэнцефалограмме.

Особенность невротической формы в том, что невозможно обнаружить во время инструментального обследования какие-либо изменения. Болезнь поражает детский организм в 3-4 года и отличается быстрым прогрессированием. Наедине с самим собой заикание практически не проявляется, что объясняется отсутствием стресса и дискомфорта. Усиление проявлений заикания происходит в младшем школьном возрасте, у подростков. Патологии свойственно хроническое течение.

По статистике, мальчики в 3-4 раза чаще страдают от заикания, чем девочки. Это объясняется тем, что доминантное речевое полушарие головного мозга у женщин развито лучше, чем у мужчин.

При возникновении запинки возникают такие дополнительные признаки: дети могут нервно топать ногами, бить рукой о предмет или причмокивать. Вначале это помогает проговариванию фразы, но в дальнейшем усугубляет течение патологии.

Классификация заикания также осуществляется по причине его возникновения:

  • из-за левшества;
  • подражающего характера;
  • связанное с неустойчивым эмоциональным фоном;
  • вторично при аномалиях органов речевого аппарата.

По анатомо-физиологическому признаку дети подразделяются на две группы: с паллидарным синдромом и стриарным. В первом случае они заторможены, скованны, плохо ладят с окружающими. Во втором присутствуют явные нервно-психические нарушения, но дети общительны и подвижны, их не беспокоит заикание.

Проблемы в контактировании с другими людьми при заикании

По клиническим проявлениям выделяют такие типы:

  • врожденное заикание (патология возникла на этапе внутриутробного развития, вследствие перенесенных травм, инфекций, соматических заболеваний);
  • на фоне запинок в речи появилась неуравновешенность;
  • заиканию предшествовали истерические реакции, тяжелый невроз;
  • психически неустойчивая эмоциональность спровоцировала нервное расстройство.

А. Ф. Шельтинг (50-е годы XX в.) также выделяла отдельно запинки в речи, которые возникли из-за ЗРР, связанной с алалией. Такие дети страдают от общей слабости, недостаточности мускулатуры органов речи, возможно «косноязычие». Отдельной оценке подлежит заикание у психопатов с эписиндромом, шизоидов, людей с истерией (М. Е. Шуберт (1928)).

Еще одна классификация патологии Н. М. Асатиани и В. Г. Казакова, связанная с психическими отклонениями:

  • заикание сопровождается органическим поражением ЦНС;
  • с невротическими расстройствами;
  • психопатиями;
  • вялопрогредиентной шизофренией.

В целом, разделение на типы и группы возможно по ряду признаков. Каждая из классификаций может быть использована в клинической практике.

Это интересно! Дети, которые живут в крупных городах, страдают от такого нарушения речи чаще. Медицинские специалисты отмечают взаимосвязь с климатом и темпом жизни.

В результате заикания сужается круг общения ребенка

Причины возникновения

В одних случаях заикание проявляется внезапно, в других дети приходят к нему постепенно, вначале медленно протягивая звуки.

Предпосылки патологии:

  • болезни матери в период беременности;
  • неблагоприятные социальные условия и микроклимат в семье;
  • тяжелые нарушения ЦНС;
  • большие умственные нагрузки;
  • тяжелые черепно-мозговые травмы;
  • стресс;
  • соматические и инфекционные болезни.

Большинство ученых склоняется к тому, что заикание имеет неврологическую природу. С другой стороны, не у каждого человека срыв приводит к его возникновению. Все зависит от типа высшей нервной деятельности. При наследственной предрасположенности также риск достаточно велик. Иногда заикание появляется без причины. Поскольку у детей нервная система уязвимее, чем у взрослых, риск дефекта речи выше. Зацикливание на проблеме только усугубляет течение патологии, осложняя его течение.

Заикание проявляется не только расстройством речевой деятельности и нервной системы, нарушения могут затрагивать другие органы на фоне ослабленного иммунитета, отражаться на общей и речевой моторике, психологическом состоянии. Психосоматика может вызвать боязнь разговаривать. В одних случаях при длительном действии раздражителя человек постепенно перестает на него реагировать, в других может возникнуть обострение.

Терапия заикания

В лечении заикания отдается предпочтение специальным терапевтическим подходам

Если запинки не носят судорожный характер, при создании благоприятных условий ребенок практически свободно общается со сверстниками. Процент таких детей достигает 80% в возрасте от 2-4 лет. Прогноз благоприятный при отсутствии осложнений.

Напротив, когда ребенок зацикливается на проблеме, это не только усугубляет течение болезни, но и провоцирует новые приступы. Появляются навязчивые страхи: логофобия, звукофобия. Такие дети внешне застенчивые, робкие, им свойственна повышенная тревожность. Сложная природа возникновения заболевания требует комплексного подхода к лечению.

Терапия должна состоять из логопедических упражнений, приема медикаментов, тренировки артикуляционных движений, работы с психотерапевтом. Дифференциация осуществляется после анализа структуры дефекта речи и этиологии его возникновения. Сочетание педагогического и клинического методов терапии нормализует все составляющие речи, работу артикуляционного аппарата, психические процессы в организме. Таким образом, лечением занимаются логопеды, психологи, неврологи, физиотерапевты и социальные педагоги.

Невротическая форма заикания лечится медикаментами, стресс-терапией, гипнозом, аутогенной тренировкой. Параллельно проходят занятия с логопедом. Неврозоподобный тип патологии требует специально подобранного комплекса мероприятий, направленных на восстановление после органического поражения мозга. Больной нуждается в тренировке памяти, внимания. Терапия должна быть направлена на выработку новых рефлексов и доведение их до автоматизма. Большое значение для коррекции речи имеет отработка темпа и ритма. Чтобы речь была слитной, в логопедии используют такие упражнения:

  • вдумчивое проговаривание слов;
  • произношение фраз под музыкальное сопровождение;
  • синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки.

Положительная динамика отмечается при проведении занятий под музыку, чтении стихотворений. Комплекс педагогических занятий также подбирается с учетом возраста больного. Так, с детьми, посещающими ДДУ, занимаются в игровой форме. Задания составляют таким образом, чтобы воспитывать в ребенке личность.

Пение корригирует заикание

Некоторые педагоги придерживаются другого подхода. Коррекция заключается в постановке сюжета с несуществующим собеседником, могут создаваться бытовые ситуации, ролевые игры. Используется все, что стимулирует речевую активность. Похожим действием обладает «сценотест» Г. Стаабс, в котором с помощью кукол раскрывают суть конфликта. Это также снимает психическую напряженность. Чтобы усилить эффект, автор предлагает добавить занятия по аутогенной тренировке.

Отдельно изучалось влияние групповой психотерапии у взрослых (посредством ведения диалога, коррекции мимики и жестикуляции, занятия по проективному рисованию, социометрии и др.). К. М. Дубровский (1966) применял императивное внушение, цель которого в выработке положительных эмоций взамен утвержденным психологическим установкам. Ю. Б. Некрасова (1984) считала, что больной зациклен на страдании, избавиться от которого невозможно быстро. А сеансы стресс-психотерапии вызывают у больных активность, готовность перешагнуть через барьер. В. М. Шкловский (1994) показал, как внушение способно устранить у заикающихся страх речи в экстремальной ситуации.

По мнению многих педагогов, основой положительной коррекции является замедление произношения. Так не только уменьшаются мышечные спазмы и судороги, но и нормализуется дыхание, голос становится более звонким, а артикуляционные движения более согласованными. Также необходимо работать над интонацией, речь должна быть выразительной и эмоциональной. Этого добиваются постепенно, работая над темпом и модуляцией голоса. Монотонность полезна на начальном этапе терапии, но недопустима при закреплении новых навыков.

Заикание у взрослых по методике G. Апdrews, Р. Ноwie (1981) нужно лечить следующим образом: сначала скорость речи составляет 50 слогов в минуту, это оптимальный темп при данной патологии. Затем ее увеличивают до показателей нормы. По мнению Л. З. Андроновой (1993) необходимо обязательно начинать коррекцию с определения скорости речи, которая у каждого человека разная. Она говорила о том, что нельзя навязывать заикающемуся насильственно замедление скорости речи. Сначала она должна быть разбита на слоги и сопровождаться движениями пальцев рук.

Коррекция заикания у взрослых

Медицинскими исследованиями подтверждено, что при подавлении речи шумом изменяются ее характеристики, она становится медленнее. Ведущее место в терапии заболевания занимает метод биологической обратной связи (БОС). Его действие базируется на принципе саморегуляции организма. Речевой сигнал преобразовывается в зрительный образ, что позволяет установить правильные функциональные связи.

Чтобы лечение было эффективным, оно должно отвечать многим требованиям:

  • быть начатым при появлении первых симптомов;
  • проводиться до закрепления результатов;
  • быть комплексным;
  • схема определяется с учетом возраста, психотипа человека;
  • соответствовать типу дефекта, степени тяжести нарушений.

Центральная нервная система у детей быстро приходит в норму при своевременной коррекции, поэтому при условии правильного подбора средств терапии, прогноз благоприятный. Правильная тактика предусматривает комплексное использование медицинских, педагогических и психологических способов.

Другие рекомендации

Полезные советы родителям:

  • не перебивайте ребенка, не заканчивайте за него фразы, так он будет нервничать и заикаться еще больше;
  • основным правилом общения должно стать умение выслушать собеседника;
  • уделяйте малышу больше времени, в течение которого общайтесь с ним и читайте книги с картинками – это развивает речь;
  • не критикуйте и старайтесь не повышать голос.

Кто лечит заикание? С помощью гипноза, аутотренинга психотерапевты. Чтобы уменьшить напряжение, используют иглорефлексотерапию. Задача психологов в выявлении причин дефекта и работы над ними. Кроме того, сеансы способствуют адаптации в обществе, раскрепощают больного.

Иглорефлексотерапия при заикании

Логопеды учат правильно дышать во время речи с помощью дыхательной гимнастики, пользоваться голосом, вербальному общению, обращают внимание на такие характеристики, как плавность и ритмичность. Занятия лечебной физкультурой способствуют повышению иммунитета, улучшают координацию движений.

Обратите внимание! Заиканию свойственны рецидивы в течении, поэтому требуются повторные курсы терапии до закрепления навыков.

В период ремиссии необходимо не допускать серьезных соматических заболеваний. Любое нарушение здоровья может спровоцировать возврат дефекта.

Не стоит надеяться, что ребенок перерастет заикание, самостоятельно оно не пройдет. Наилучшего результата добиваются при раннем обращении к специалистам. Помните, что важной составляющей здоровья человека с подобной проблемой является обстановка в семье.

Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Прочитали! Пожалуйста, оцените статью!
(Пока оценок нет)
Оставьте свой комментарий
Поделитесь своим мнением о статье. Что показалось вам особенно полезным, как данная информация помогла в решении проблемы?




ВНИМАНИЕ! Информация, опубликованная на сайте, носит информационный характер, не является рекомендацией к применению и представлена исключительно в ознакомительных целях. Любое практическое использование возможно только после консультации с логопедом!
Наверх