Лечение заикания у взрослых
Общение играет важную роль в социализации и развитии человека. Речевые дефекты затрудняют адаптацию в обществе и приводят к снижению качества жизни. Патологии речи различны. У взрослых людей часто наблюдается заикание, характеризующееся нарушениями ритма и темпа речи. В статье указаны основные типы заболевания, а также описано лечение заикания.
- Определение и классификация
- Причины и механизмы развития патологии
- Клинические проявления
- Диагностические мероприятия
- Методы терапии
- Традиционная медицина
- Логопедические методики лечения заикания у взрослых
- Дыхательная гимнастика
- Современные методы
- Нетрадиционное лечение
- Самопомощь в домашних условиях
- Профилактика и прогноз
Определение и классификация
Заикание – это нарушение речевой функции, проявляющееся патологией темпа, ритма и плавности произношения слов. Человек, страдающий заболеванием, насильно повторяет слоги, «проглатывает» слова и прерывает произношение звуков. Для маскировки дефекта, труднопроизносимые слова заменяются словами-паразитами, что приводит к обеднению речи пациента.
В зависимости от происхождения, заикание делится на неврозоподобное нарушение речи и логоневроз (невротическое). Характеристика данных вариантов патологии следующая:
- Невротическое расстройство проявляется только нарушением речи, без сопутствующих патологий нервной системы. Если пациент находится в спокойной обстановке, то он не заикается. При нахождении среди незнакомых людей, ритм речи и ее темп замедляются.
- Неврозоподобное заикание является следствием органического поражения структур головного мозга. К признакам патологии речи присоединяются другие симптомы – нервные тики, навязчивые движения, выкрики и т. п.
В основе заикания лежит судорожное сокращение мышц речедвигательного аппарата, в результате чего специалисты разделяют патологию на несколько форм:
- тоническая − при таком виде болезни гласные и сонорные звуки растягиваются, между словами появляются неестественные паузы и разрывы звуков внутри слога;
- клоническая форма, которая характеризуется многократным навязчивым повторением одного и того же звука, слога или слова;
- смешанная форма сочетает в себе все указанные признаки.
Кроме того, нарушение речевого аппарата может быть постоянным или приступообразным. Провоцирующим фактором всегда является стрессовая ситуация − выступление перед многочисленной аудиторией, общение с малознакомым человеком, неприятности на работе и стресс в личной жизни.
Расстройство речи у взрослых имеет некоторые особенности. В отличие от детской патологии, в юности или старшем возрасте у людей сохраняется нормальная внутренняя речь – мышление, написание текста происходит без пауз и потерь слов.
Причины и механизмы развития патологии
Патогенез развития заикания связан с возникновением судорожных сокращений мышц артикуляционного аппарата, сопровождающихся нарушением дыхания. Со временем к органическим патологиям присоединяется психологический дискомфорт – пациент стесняется говорить, у него развивается вербофобия, что еще более усугубляет нарушение.
Основные причины, приводящие к формированию заикания:
- внутриутробные патологии развития центральной нервной системы плода;
- гипоксия, асфиксия или поражение мозга во время родов;
- черепно-мозговые травмы;
- осложнения инфекционных заболеваний (ветрянки, опоясывающего лишая, цитомегаловирусной инфекции, энцефалита, менингита);
- тяжелые соматические болезни, нарушающие работу нервной системы;
- эндокринные патологии;
- повышенная возбудимость нервной системы;
- физическое и психическое насилие над ребенком или подростком;
- нервное перенапряжение на почве частых стрессовых ситуаций;
- хроническое или острое нарушение мозгового кровообращения;
- задержка психического развития.
Также, врачи выделяют другие факторы, способные спровоцировать возникновение патологии речи – наследственную предрасположенность, испуг, гнев и другие сильные чувства, мужской пол, негативная атмосфера в семье, психосоматические заболевания и др.
Клинические проявления
Частыми симптомами заикания служат длинные паузы между слогами или словами, растягивание слов, невозможность проговорить некоторые звуки, запинки при произношении, навязчивое повторение одних и тех же слов. К таким признакам присоединяются: тревожность, избегание собственной речи, отстранение от общества, замкнутость, стеснительность, потливость ладоней, покраснение лица и пр. Несмотря на то что во взрослом возрасте к заикающимся людям относятся терпимо, пациенты все равно предпочитают меньше контактировать с окружающими.
Мнительность, тревожность, волнение и другие негативные эмоции по поводу недуга приводят к отказу пациента от лечения, что может стать причиной прогрессирования патологии. В такой ситуации больным показана работа с психотерапевтом.
Диагностические мероприятия
На начальном этапе диагностики следует обратиться за помощью к участковому терапевту. После осмотра и опроса он направит пациента к другим специалистам, в зависимости от причин развития заикания. Чаще всего лечением патологии занимаются неврологи, логопеды, психологи и психотерапевты. Диагностические этапы включают в себя следующие подходы:
- Сбор жалоб и анамнеза заболевания. Важно выяснить время появления клинических признаков, ситуации, с которыми сам пациент связывает их возникновение, а также, какими методами пациенты пытались лечиться до текущего обращения за медицинской помощью. Рекомендуется по возможности поговорить с близкими родственниками или родителями пациента.
- Осмотр и проведение тестов: логопедические задания, психологические тесты для определения уровня интеллекта, оценка неврологического статуса, пробы письма и чтения и пр.
- Дополнительные методы исследования: клинический и биохимический анализы крови, ПЦР-диагностика для поиска нейроинфекций, электроэнцефалография, компьютерная или магнитно-резонансная томография головного мозга.
- Консультация психотерапевта в случае логоневроза. Специалисту необходимо выяснить провоцирующие факторы, научить пациента реагировать на стресс и свое расстройство.
- Консультация логопеда. Он составляет индивидуальный план реабилитационного лечения, подбирает программу логопедической коррекции.
Определение непосредственной причины развития заикания позволяет врачам подобрать эффективную терапию для избавления пациента от недуга. Стоит обратить внимание, что заниматься самостоятельной диагностикой или лечением не следует, так как это чревато прогрессированием речевого дефекта.
Методы терапии
Пациентов интересует, как лечить патологию. Лечение заикания у взрослых должно быть индивидуальным и комплексным. В зависимости от причины заболевания, врачи разрабатывают план лечения. В настоящее время в терапию входят разнообразные методы – лекарственные препараты для коррекции болезней центральной нервной системы, средства народной медицины, мероприятия с релаксацией, логопедические занятия по авторским методам, дыхательная гимнастика, сеансы индивидуальной психотерапии и пр.
Традиционная медицина
В этот раздел терапии входят некоторые лекарственные препараты, направленные на нормализацию функции нервной системы. Чаще всего используют следующие медикаменты:
- Ноотропные препараты, оказывающие положительное влияние на высшие психические функции. Они стимулируют интеллектуальную деятельность, улучшают способность к обучению и память. Наиболее распространенные лекарства – Фенотропил, Пирацетам, Пантогам, Семакс, Пикамилон, Тенотен и пр.
- Витамины группы В для улучшения работы нервной системы: Магнелис В6, Магнелек, Тиамин, Биотредин.
- Анксиолитики применяются при тяжелом течении патологии для торможения заикания (Ксанакс, Ноофен).
- При эпилепсии врачи назначают прием противосудорожных препаратов (Прегабалин, Клоназепам и другие).
- Успокоительные средства (таблетки Пустырника или Валерианы), антидепрессанты (Афобазол) снижают уровень тревоги и депрессии, помогают сохранить полноценный сон и повысить качество жизни человека.
- Препараты, укрепляющие иммунитет пациента (Иммунал, Анаферон, настойка Эхинацеи) и адаптогены (Левзея и др.).
В настоящее время не существует таблеток, которые были бы направлены на непосредственное устранение заикания. Некоторые ученые предполагают, что недуг развивается по причине избыточного выделения дофамина в структурах головного мозга. Использование анксиолитиков (транквилизаторов) способно устранить патологию, блокируя секрецию дофамина. Однако клинических подтверждений данной гипотезы нет. Исследования по использованию блокаторов нейромедиатора продолжаются.
Кроме медикаментозного лечения, в традиционную комплексную терапию входят:
- Сеансы с психотерапевтом или психологом. Они позволяют уменьшить тревожность по поводу речевого дефекта, преодолеть логофобию, отыскать факторы, которые могли вызвать заболевание, адаптировать пациента к общественной среде и вернуть нормальный уровень качества жизни.
- Занятия с логопедом по специальным методикам способствуют коррекции нарушения речи. Артикуляционные упражнения обеспечивают расслабление мышц речевого аппарата. Психологические групповые тренинги помогают пациентам устанавливать связи с другими людьми и снижают логофобию.
- Курсы гипнотерапии. Ряд специалистов отмечает положительный эффект гипноза при логоневрозах.
- Общеоздоровительная физиотерапия – иглоукалывание, массаж, дыхательная гимнастика, рефлексотерапия, магнитотерапия, лечение лазером, соляные комнаты, УВЧ-терапия.
- Лечебная физкультура, йога, медитация.
Комплексный подход позволяет помочь пациенту адаптироваться в обществе, вылечиться и избавиться от нарушения речи, вернув тем самым нормальный образ жизни.
Логопедические методики лечения заикания у взрослых
Логопедическая терапия проводится курсами в течение одного года или нескольких лет. На весь срок терапевтического курса пациента госпитализируют в клинику для глубокого погружения в коррекционную работу, занятия с неврологом, психотерапевтом и общения с другими людьми. Существует несколько методов логопедических занятий: по Шкловскому и Арутюнян (Андроновой).
Метод Арутюнян – логопед учит пациента синхронизировать речь с движением пальцев ведущей руки. С помощью этого метода больной учится ассоциировать произношение со спокойствием, плавностью, уверенной осанкой и правильной интонацией. Первые 24 дня терапии проводятся в стационаре, затем пациента отпускают домой. В течение года назначаются дополнительные 5 курсов по 7 дней.
Методика Шкловского включает в себя трехмесячное лечение в специализированном центре с участием невролога и психотерапевта. Пациента предварительно обследуют и с помощью психотерапии перестраивают сформировавшиеся стереотипы о нарушении речи, а также тренируют ее в разных реальных жизненных ситуациях. Назначают ежедневный аутотренинг и групповые психотерапевтические занятия. Такое воздействие помогает пациенту обрести уверенность в своих силах и не стесняться речевого дефекта, который проходит в течение нескольких месяцев.
Групповая эмоционально-стрессовая психотерапия по Дубровскому и Некрасовой широко используется в России. В ходе терапии негативные эмоции больных, связанные со страхом говорить, заменяются на новые психологические установки. После проведения таких сеансов пациенты демонстрируют противоположную страху позицию – они готовы говорить и преодолевать психологический барьер, сформировавшийся в результате патологии.
Дыхательная гимнастика
Из-за спазмов мускулатуры артикуляционного аппарата нарушается дыхание. Неправильное дыхание также негативно отражается на речевой активности, поэтому одной из распространенных корректирующих методик является дыхательная гимнастика. Комплекс включает в себя несколько упражнений, разработанных Стрельниковой. Наиболее распространены:
- «Повороты головы» − пациент встает прямо, руки опускает вниз и расслабляется. Затем поворачивает голову влево и шумно быстро вдыхает, после начинает движение головы слева направо и быстро выдыхает. Таким образом упражнение повторяется несколько раз.
- «Насос» − пациент встает ровно и прямо, опускает руки и наклоняется немного вперед, округляя спину. Шея максимально расслаблена. При вдохе пациент должен немного приподняться, но не выпрямлять спину. После выдоха врач рекомендует занять исходное положение и повторять процедуру 4-5 раз. Вдох делается быстро, а выдох плавно и медленно.
Курс лечения составляет 2-3 месяца, упражнения выполняют ежедневно по 10-15 минут. Уже во время тренировки пациент станет замечать, что дыхание становится свободным, голос более естественным, человек начинает меньше заикаться.
Кроме методики Стрельниковой, можно выполнять другие дыхательные упражнения после пробуждения или перед сном: лежа на спине, одна рука располагается на животе, а другая на груди; во время плавного вдоха живот «надувают», а на выдохе слегка «сдувают», слегка надавливая на переднюю брюшную стенку. Упражнение повторяют 3-5 раз. Такая гимнастика выполняется лежа или стоя, вдох делается всегда через нос, а выдох можно делать ртом с коктейльной трубочкой или без нее.
Современные методы
Использование нового компьютерного комплекса Breathmaker обеспечивает формирование нормального речевого стереотипа за счет нормализации связи между центрами речи и ее распознавания. Пациенту дают наушники и микрофон, после чего предлагают сесть перед компьютером. Задача больного говорить в микрофон определенные предложения. После этого программа компьютера исправляет речь пациента и подает информацию в наушники.
Таким образом происходит усвоение нервной системой верной нормальной речи. С помощью метода удается вернуть уверенность человеку и научиться говорить более правильно. Особенно часто комплекс Breathmaker применяется для устранения заикания у детей.
Нетрадиционное лечение
Такой подход к лечению включает в себя точечный массаж, народную медицину, лечение при контактах с животными и другие нестандартные способы помощи.
Точечный массаж − акупунктура – стимуляция точек благоприятно воздействует на речевой центр. Данный метод относится к нетрадиционной медицине, но дает ощутимый эффект у некоторых больных. На первом этапе массаж должен проводиться специалистом. После освоения методики пациент может делать его самостоятельно, либо с помощью близких. В основе акупунктурного воздействия лежат разминание и поглаживание в биоактивных точках – да-лин, ней-гуань, тянь-цзин и пр.
Использование настоев и отваров из трав способно успокоить нервную систему и снизить нагрузку. Чаще всего применяют:
- Настой из ясенца белого – 20 грамм листьев и цветов ясенца заливают 300 мл кипятка, настаивают в течение 20 минут и остужают. Настой используют как ополаскиватель ротовой полости, глотать такое средство запрещается.
- 100 г мелиссы, аптечной ромашки, зверобоя, хмеля и листьев крапивы заливают 4 стаканами кипятка. Принимают утром натощак и вечером перед сном.
- Отвар из аптечной ромашки – один пакетик заливают 250 мл кипятка, остужают и принимают на ночь.
- 100 мл капустного, калинового и лимонного сока смешивают со 100 мл отвара шиповника и 200 г меда. Смесь принимают по 1 столовой ложке каждое утро и вечер.
Лечение народными рецептами и заговорами не гарантирует положительный результат и не может полностью убрать заикание, так как не имеет научного подтверждения своей эффективности. Подобные методы могут быть частью комплексной терапии.
Восстановительные занятия с животными реально помогают не только детям, но и взрослым людям. Плавание в бассейне с дельфинами, ухаживание за лошадьми благотворно влияет на нервную систему, снижают ее возбудимость и расслабляют. Кроме того, такие занятия обеспечивают улучшение настроения человека, что положительно сказывается на его речи.
Самопомощь в домашних условиях
Вылечить заикание в домашних условиях невозможно. Для правильной терапии требуется комплексная помощь. Однако при стрессовой ситуации можно помочь себе, выполнив некоторые рекомендации психотерапевтов или психологов: принять расслабляющую ванну с травами или морской солью, перед сном выпить ромашкового чая или настоя пахучей руты. Справиться со стрессом помогают медитативные практики, плавание в бассейне и занятия йогой.
Для дополнительной тренировки правильности речи подходят занятия пением и чтение вслух дома или перед близкими людьми. Это позволяет снизить психологический дискомфорт при заикании, что помогает человеку справиться с логоневрозом.
Профилактика и прогноз
Для того чтобы предотвратить возвращение недуга или появление заболевания необходимо придерживаться рекомендаций лечащего врача. Профилактические мероприятия:
- посещение логопедических занятий, выполнение домашних упражнений – чтения вслух, пения, зачитывание стихотворений, аудиотренинг;
- прием витаминов группы В курсами;
- приверженность к медикаментозному лечению без попыток самолечения;
- личная психотерапия, многие пациенты пренебрегают психотерапевтическим лечением, тогда как оно способно помочь выяснить причину возникновения заикания и снизить уровень стресса;
- активный образ жизни (занятие спортом, йогой и пр.);
- соблюдение режима труда и отдыха;
- дыхательная гимнастика;
- полноценный сон;
- рациональное питание.
Прогноз для человека с заиканием зависит от стадии заболевания, его формы и вида. При раннем обращении к специалистам и применении комплексной логопедической помощи пациент может справиться с недугом навсегда и вернуться к привычному образу жизни. Крайне важно в такой ситуации доверять лечащему врачу, логопеду и психотерапевту.
Заикание − распространенное нарушение речи, развивающееся у людей различного возраста. У взрослых недуг формируется на фоне продолжительного стресса, заболеваний нервной системы в анамнезе и других негативных факторов. При своевременном обращении к лечащему врачу и получению комплексной терапии (психотерапия, логотерапия, коррекция неврологических заболеваний и современные методики) удается устранить заикание и бороться с его рецидивами в будущем.